Лермонтов Михаил Юрьевич <
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться213.12.2010 01:38:53
Брак родителей Лермонтова - богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) - был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е. А. Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах"Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830),"Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе Лермонте.
К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825). С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов - от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов.
Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами - от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных"Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя,"вершинность" композиции,"недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит).
К началу 1830-х гг. обретены"магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма"Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы"Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника - циничный бретер, сниженный двойник "демона".
В то же время идет работа над романом"Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство"ангела" и"демона","поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева)."Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни"Княгиня Лиговская" (1836) и драме"Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает. Поэт поколения К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831;"Парус", 1831;"Русалка", 1832;"Умирающий гладиатор", 1836; поэма"Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены,"Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма"Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима"невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I.
18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки"Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения"Бородино" упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая"большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в"Современнике" в 1838 печатается поэма"Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация"Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским"Литературных прибавлениях к"Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом"Отечественные записки").
Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати". В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества - безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838;"Не верь себе", 1839;"Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино","Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839;<М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839;"Утес", "Тамара","Листок","Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841).
То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова - последней редакции"Демона" и"Мцыри" (обе 1839). В 1838-40 написан роман"Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в"Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника"Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены"Мцыри","Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении"Я к вам пишу случайно, - право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше). Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к"вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов)и гибели поэта.
Поделиться313.12.2010 01:45:44
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
Русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение"Смерть поэта" (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике - и мечта о душевном покое ("Дума", "И скучно и грустно","Молитва","Пророк", "Выхожу один я на дорогу"; поэма"Мцыри", 1839; драма"Маскарад", 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман."Вадим" (1832-34), стихотворения "Бородино","Поэт","Родина"]. Поэма "Демон" (закончена в 1839) - символическое воплощение идеи бунта против"мирового порядка", трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман"Герой нашего времени" (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова.
Поделиться413.12.2010 01:48:39
Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтова боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение «Бородино». В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага. Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною...».
Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину. И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в своем романе «Герой нашего времени». В душе Лермонтов был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...». Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение («Дума»). «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...
«Дума» - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
Поделиться513.12.2010 01:54:29
Хронологический порядок
появления важнейших произведений Лермонтова
Переводы произведений Лермонтова
Литература, посвященная Лермонтову
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1885, том IX);
»Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
»Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавл.» к»Рус. Инвалиду», 1838, № 18);
»Дума» («Отеч. Зап.», 1839, т. I);
»Бэла» (ib., т. II);»Ветка Палестины» (ib., т. III);
»Три Пальмы» (ib., т. IV);
»Фаталист» (ib., т. VI);
»Дары Терека» (ib., т. VII);»Тамань» (ib., 1840, т. VIII);
»Воздушный корабль» (ib., т. X);»Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отеч. Зап.», 1841, т. XVI);
»Парус» (ib., т. VIII);»Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
»Сказка для детей» («Отеч. Записки», 1842, т. XX). После смерти поэта появились:»Измаил-Бей» («Отеч. Зап.», 1843, т. XXVII);
»Тамара» (ib.);
»На смерть Пушкина» («Библиогр. Зап.», 1858, № 20; до стиха:»и на устах его печать») и мн. др.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь впервые »Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд-е 1842; 3 изд., 1843);
»Стихотворения» (СПб., 1840; впервые:»Когда волнуется желтеющая нива»,»Мцыри» и др.);
»Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина);тоже (СПб., 1852; изд, Глазунова); тоже (СПб., 1856; изд. его же);
»Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
»Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857е»Сочинения» (СПб., 1860, под редакциею С. С. Дудышкина; впервые помещен по довольно полному списку»Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
»Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (Б., 1862);
«Сочинения»(СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакц. П. А. Ефремова; к изд. 1873 г. вступительная статья А. Н. Пыпина). Когда, в 1892 г., истекло право на собственность сочинений Л., принадлежавшее книгопродавцу Глазунову, одновременно явился ряд изданий, из которых имеют научный интерес проверенные по рукописям издания под редакцией Ц. А. Висковатова, А. И. Введенского и И. М. Болдакова. Тогда же вышло иллюстриророванное издание, со статьей И. И. Иванова (М.); большое количество дешевых изданий отдельных произведений.
На иностранные языки переведены:
»Герой нашего времени» - на немецкий неизвестным (1845), Больтцем (1852), Редигером (1855);
на английский: Пульским (1854) и неизвестным (1854);
на французский: Ледюком (1845) и неизвестным (1863);
на польский: Кёном (1844) и Л. Б. (1848);
на шведский: неизвестными (1844 и 1856);
на датский: неизвестным (1855) и Торсоном (1856).
Стихотворения - на немецкий: Будбергом-Беннисгаузеном (1843), Боденштедтом (1852), Ф. Ф. Фиддером (1894; образцовый перевод поблизости к подлиннику);
на франц.: Шопеном (1853), Д'Анжером (1866);
»Демон» - на нем.: Сенкером (1864);
на франц.: Д'Анжером (1858) и Акосовой (1860); на сербский - неизвестн. (1862);
»Мцыри» - на нем.: Будбергом-Беннисгаузеном (1858);
на польский: Сырокомлею (1844; 2 изд. 1848);
»Боярин Орша» - на польский Г. Ц. (1858).
Литература о Лермонтове очень обширна:
Помимо биографических и критических очерков, приложенных к изданиям сочинений:
»Русские акты о предках поэта» («Рус. Старина» 1873, VII, 548)
»Шотландские известия о родоначальнике Л.» (ib.);
»О прадеде Л.» («Русский Архив» 1876, III, 107);
»Указ об отставке отца Л.» («Рус. Старина» 1873, VII, 563);
»Родословная Л. в России» («Рус. Старина» 1873, VII, 551);
»Отзыв Сперанского об отце Л.» («Рус. Арх.» 1872, II, 1851);
»Дворянская грамота, выданная отцу Л.» («Рус. Ст.» 1882, XXXIII, 469)
»Сведения о матери Л.» («Рус. Арх.» 1872, II, 1851);
«Альбом матери Л.» («Ист. Вестн.», 1881, VI, 375);
»Документ о рождении Л.» («Рус. Ст.» 1873, VШ, 113);
»Сведения о бабушке Л.» («Pyc. Ст.» 1884, XLIII, 122);
»Детство Л.» («Рус. Обозр.» 1890, авг., 794;»Ист. Вестн.» 1881, VI, 377);»Л. в Москве пребывание в пансионе» («Рус. Ст. « 1881, LXI, 162;»Ист. Вестн.» 1884, XVl, 606;»Рус. Ст.» XLIV, 589;
«Рус. Арх.» 1875, III. 384, сведения о Мерзлякове);
»Ученические тетради Л.» («Отеч. Зап.» 1859, VII, XI);
»Л. в университете» («Рус. Ст.» 1875, XIV, 60);
»Сведения о профессорах» («Рус. Арх.» 1875, III, 384);
»Л. в школе гвардейских подпрапорщиков» («Рус. Стар.» 1890, LXV, 591);
Л. как Маешка («Рус. Ст.» 1873, VII, 390; 1882, XXXV, 616;»Рус. Арх.» 1872, II, 1778;»Рус. Ст.» 1884, XLIV, 590; «Атеней» 1858, XLVIII)
Л. по выходе из школы («Рус. Ст.» 1873, VII, 383; 1882, XXXV, 616;»Рус. Арх.» 1872, II, 1772);
Стихи на смерть Пушкина («Рус. Арх.» 1872, II, 1813;»Рус. Ст.» 1873. VII, 384;»Рус. Обозр.» Ib.); Первое пребывание на Кавказе, возвращение, дуэль с Барантом («Рус. Ст.» 1882, XXXV, 617; 1884, XLIV, 693; 1873, VII, 385).
»из воспоминаний И. М. Сатина» («Сборн. общ. люб. росс. слов.»); А. Н. Пыпин, в »Вестн. Европы» 1895).
Второе пребывание на Кавказе («Рус. Ст.» 1884, XLI, 83; 1873, VII, 387; 1882, XXXV, 619; 1885, XLV, 474; 1875, XIV,61; 1879, XXIV, 529;»ист. Вестн.» 1886, XXIV, 321, 555; 1880, 1, 880; 1885, XIX, 473;
XX, 712; 1890, XXXIX, 726;»Рус. Обозр.»,»Атеней», ib.;»Рус. Арх.» 1874, II, 661; 1872, 1, 206); Дуэль с Мартыновым («Рус. Ст. « 1873, VII, 385; 1875, XIV 60; 1882, XXXV, 620;»Рус. Арх.» 1872, 1, 206; II, 1829; 1874, II, 687;»Ист. ВеСТН.» 1881, VI, 449;»Всемирный Труд» 1870, X);
Костелецкий, »Воспоминания о Л.» («Рус. Ст.» 1875);
К. Белевич, «Несколько картин из кавказской жизни и нравов горцев» (СПб., 1891);
«Военно-судное дело» (письмо Мартынова, рассказ о похоронах Л. в приложении к»Зап. Хвостовой»);
»Документы о дуэли и похоронах Л.» («Рус. Обозр.» 1895);
о знакомстве Л. с Белинским»Лит. Восп.» И. Панаева, СПб., 1888);
Пыпин,»Жизнь и переписка Белинского» (II, 38);
Белинский («Сочинения», III, IV);
Добролюбов («Сочинения», Ш);
Михайловский,»Литература и жизнь» (СПб., 1892),
»О Л.»,»Поэт безвременья» (отд.»Критич. очерки», СПб. 1894);
Спасович,»Байронизм у Л.» («Сочинения», 1888, т. II);
Андреевский,»Литературные чтения» (СПб.. 1891);
Котляревскийе»М. Ю. Л.» (СПб. 1891: разбор этой книги B. Д. Спасовича, в »Вестн. Европы» (1891, XII);
Владимиров, «исторические и народные бытовые сюжеты в поэзии Л.» (Киев, 1892);
А. Камков, «Л.» («Учения Зап. Казан. унив.» 1856, ч. 1);
Чернышевский, «Очерки гоголевского периода рус. литературы» («Соврем.» 1854 и отд. СПб. 1892); Е. Хвостова,»Воспоминания о Л.» («Русск. Вестник», 1856, № 18);
С. Шестакова,»Юношеские произведения Л.» (ib., № 10); Галахов,»Л.» (ib. 1857, № 13);
Ап. Григорьев,»Взгляд на рус. литературу со смерти Пушкина» («Русское Слово», 1859, №№ 2 и 3; перепечатано в »Сочинениях» Григорьева);
»А. Любавский, »Дела о дуэлях» («Русск, угол. процессы», СПб. 1866
· 1867);
Н. Шелгунов,»Рус. идеалы» («Дело» 1868, №№ 6 и 7);
И. А. Хвостова, »Воспоминания» («Вестн. Европы» 1869, № 8 и отд. СПб. 1871);
кн. А И. Васильчиков, »Несколько слов о кончине М. Ю. Л. и о дуэли его с Н. Мартыновым» «Русский Архив», 1. 872, № 1);
»Случай из жизни Л.» («Древняя и Новая Россия», 1877): Бурнашев,»Воспоминания» (ib. № 9);
С. Шашков, »Пушкин и Лермонтов» («Дело» 1873, № 7);
И. А. Висковатов, обширная биография, занимающая весь VI т.»Сочинений Л.» изд. Рихтера, переработка статей раньше напечатанных в»Русск. Мысли», «Рес. Стар.» и др. журн. (М. 1892); В. Сторожев, »Родоначальник русс. ветви Лермонтовых» («Книговедение», 1894, №№ 5 - 8) и мн. др. Орлов,» М. Ю. Л. « (СПб., 1883).
Отдельно от прочих критиков стоит В. А. Зайцев («Русское Слово»; 1862, № 9), охарактеризовавший Л., как »юнкерского поэта». Л. часто приписывали стихотворения других авторов. Так с его именем появились: барона Розена, »Смерть» («Развлечение», 1859); гр. В. А. Соллогуба, »Разлука» («Современник», 1854, т. 46);
М. Розенгейма,»А годы несутся» («Русский Вестник», 1856,. № 14) и др.
Поделиться606.02.2011 01:02:40
Место дуэли М. Ю. Лермонтова (гора Машук)
На северо-западном склоне Машука у окружной дороги находится печальный памятник, в окрестностях того места, где погиб великий поэт России.
Поединок поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н. С. Мартыновым на склоне Машука состоялся ненастным вечером 15 июля 1841 года. Роковой выстрел оборвал «целую бездну гениальных творений», и молодой поэт замертво пал на землю, оросив ее своей горячей кровью. Следственная комиссия приезжала на место поединка, но никак его не отметило. Спустя долгие годы почитателям поэта пришлось разыскивать его вновь. В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла дуэль. По распоряжению большого почитателя Лермонтова, контрагента КМВ А. М. Байкова, 15 июля 1881 г. здесь был установлен скромный обелиск из машукского камня высотой в аршин (70 см). Скупая надпись на нем гласила «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841». Позднее некая В. Козлова начертала на обелиске свое признание в любви к поэту. Стали появляться первые проекты памятника.
В июне 1901 г., в канун 60-летия гибели поэта, местная Комиссия по чествованию памяти М. Ю. Лермонтова решила соорудить недорогой временный памятник на месте дуэли по проекту главного архитектора КМВ И. И. Байкова. За три недели вокруг первоначального обелиска установили дощатое оштукатуренное сооружение в виде высокой полукруглой ограды, состоящей из пятиметровой тумбы и прямоугольных столбов, украшенных лепными венками и рельефами. На тумбе стоял гипсовый бюст поэта, изваянный скульптором Л. К. Шодким. На концах ограды были установлены металлические жертвенники с венками. На памятнике имелась надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года. 1901 г.». Сооружение, производившее впечатление мавзолея со священным алтарем, было открыто 15 июля 1901 г. В этот день здесь ежегодно стала проводиться гражданская панихида. Надеялись вскоре собрать достаточную сумму пожертвований и повторить этот памятник из бетона, камня и металла. Через пять лет деревянный памятник обветшал, а холодной зимой 1907 г. неизвестные варвары разрушили его. К очередному юбилею (15 июля) по рисунку ваятеля Л. Шодкого был поставлен новый дощатый постамент в виде пятиметрового обелиска с прежним бюстом наверху. Это временное сооружение стали разбирать по окончании сезона и собирать в начале лета. Управление Вод вместе с Пятигорской городской думой продолжало искать возможность возведения постоянного памятника Лермонтову на месте дуэли, сбор средств на который шел очень медленно.
В начале 1914 г., в канун 100-летия со дня рождения Лермонтова, министерство, управлявшее Кавказскими Водами, выделило средства для сооружения в Пятигорске постоянного монумента на месте дуэли и пригласило скульптора Б. М. Микешина, по проекту которого тогда в Петербурге возводился лермонтовский памятник у Кавалерийского училища. Согласно договору с Дирекцией Вод скульптор обязался сдать монумент в июле 1914 г. Но по вине подрядчиков новый памятник из светлого кисловодского доломита был готов только весной 1915 г. Композиционно он напоминал надгробный обелиск А. В. Пастухова на вершине Машука.
Высокий и строгий обелиск на прямоугольном пьедестале имеет классическую форму «указующего перста», широко распространенную в России XVIII века. В круглой нише пьедестала помещен барельефный темно-бронзовый портрет поэта в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Высота памятника – 8,3 м.
Однако приемная комиссия Управления КМВ обнаружила дефекты памятника и потребовала от скульптора их исправления, а также предложила сделать ограду. Ответив отказом, Микешин демонстративно уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила работавших на отделке Ессентукской грязелечебницы петроградских скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова исправить дефекты памятника и дополнить его оградой. Они соорудили ограду: столбики с цепями и на углах каменные фигуры грифов. Ограда имела самостоятельное значение. Каменные столбики в виде пуль, тяжелые металлические цепи и громадные ожидающие добычи грифы («птицы-могильщики») должны были, видимо, символизировать «мучительную смерть от огнестрельной раны».
Памятник был открыт 15 июля 1915 г. без особых торжеств, т. к. в это время шла тяжелая война. Автор проекта Б. М. Микешин, увидев фотоснимки своего памятника в журнале, выступил с протестом против искажения задуманной им идеи обелиска. Он возмущенно написал в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Несмотря на протест, аллегорическая ограда была сохранена.
Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова является замечательным украшением одного из самых дорогих лермонтовских мест, где каждый год в день гибели поэта проводится многолюдный поэтический митинг. До сих пор продолжаются поиск точного места дуэли. Лермонтоведы считают, что «истинное» место дуэли находится гораздо дальше от города, где-то у Перкальской скалы. Если научные исследования позволят в будущем более точно установить место дуэли, то знаменитый обелиск будет, вероятно, перенесен на новое место.
Место поворота с автомагистрали (пр. Калинина) на дорогу, ведущую к скорбному обелиску, отмечено высокими каменными пилонами с трехчетвертными колоннами, на вершине которых изображены арфа и раскрытая книга. Они созданы в 1951г. по проекту зодчего Б. П. Светлицкого.
Архитектура старого Пятигорска