Ключи к играм "Багира & Таня" форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к играм "Багира & Таня" форум » Архив » Ренессанс. Эпоха Возрождения <


Ренессанс. Эпоха Возрождения <

Сообщений 1 страница 20 из 52

1

Возрождение (Ренессанс) -  период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
http://s016.radikal.ru/i336/1109/02/0a657512fb45.jpg

+2

2

Леонардо да Винчи
http://s60.radikal.ru/i168/1109/e2/0140669fc5a1.jpg

Родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя 'Крещение' уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят 'Мадонну с цветком' ('Мадонна Бенуа', как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его 'Благовещение' по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.
От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: 'Поклонение волхвов' и 'Св. Иероним'. Вероятно, в середине 80-х годов была создана в старинной технике темперы и 'Мадонна Листа', в образе которой нашел выражение тип леонардовской женской красоты: тяжелые полуопущенные веки и едва уловимая улыбка придают лицу мадонны особую одухотворенность.
Соединяя научное и творческое начало, обладая как логическим, так и художественным мышлением, Леонардо всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством; отвлекаясь, он казался медлительным и оставил после себя немного произведении искусства. При миланском дворе Леонардо работал как художник, ученый, техник, изобретатель, как математик и анатом. Вместе с тем, попав на службу к Моро, он кажется как бы созданным для светской жизни, подобной той, которую ведет миланский вельможа.
Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т. д. 'Тайная вечеря' завершает целый этап в научных изысканиях художника. Она является также и новым этапом в искусстве. Многие художники кватроченто писали 'Тайную вечерю'. Для Леонардо главное - через реакцию разных людей, характеров, темпераментов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: о любви и ненависти, преданности и предательстве, благородстве и подлости, корыстолюбии, - что и делает произведение Леонардо таким современным, таким волнующим и по сей день. По-разному проявляют себя люди в момент душевного потрясения: весь поник, кротко опустив глаза, любимый ученик Христа Иоанн, схватился за нож Петр, развел в недоумении руками Иаков, судорожно вскинул руки Андрей... В состоянии полного покоя, погруженности в себя пребывает только Христос, фигура которого - смысловой, пространственный, колористический центр картины, сообщающий единство всей композиции. Синие и красные тона, господствующие в росписи, не случайно наиболее интенсивно звучат в одежде Христа: синий плащ, красный хитон.
Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Леонардо известен также как разносторонний ученый. Его научные открытия, например, его изыскания в области летательных аппаратов представляют интерес и в наш век космонавтики. Тысячи страниц рукописей Леонардо, охватывая буквально все области знания, свидетельствуют об универсальности его гения.

+2

3

КАРТИНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ:

http://i065.radikal.ru/1109/cd/41406f9e87a4.jpg Монна Лиза
   
http://s48.radikal.ru/i122/1109/75/b90762da380c.jpg Мадонна Литта

http://i005.radikal.ru/1109/1d/0e376344cab2.jpg Мадонна Бенуа

http://s15.radikal.ru/i188/1109/81/e99a40ac0829.jpg Крещение Христа

+1

4

Рафаэль Санти
http://i015.radikal.ru/1109/7e/ab8e46b72333.jpg

Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного, Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописца наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.
Первую по времени характеристику Рафаэля мы находим в письме сестры герцога Урбинского, которая называет художника - ему тогда был двадцать один год (1504)-'скромным и милым юношей'. Описание же его личности по Вазари я приведу почти полностью, так оно близко к тому, что просвещенный вельможа, воин и прелат Кастильоне говорил в своей книге о совершенном человеке.
Рафаэль был учеником Перуджино, славного умбрийского мастера, выразившего наиболее полно тот сладостный и лирический идеал красоты, которым озарена умбрийская школа живописи. Таким кажется нам и сейчас мягкий пейзаж Умбрии, таким, вероятно, были и грезы Перуджино. Грезы, но не окружавшая его действительность. Ибо, как мы видели, идеалы этой эпохи выражались лучшими ее представителями в искусстве и в философии, но далеко не всегда претворялись в жизнь - так что своими талантами они как бы старались поправить действительность. Когда Перуджино создавал свои хрупкие, ласковые и несколько наивные образы, радуясь той певучести, которую он умел придавать всему ритму своих композиций, в самой умбрийской столице шла беспощадная борьба между феодалами, и, по свидетельству современника, кровь там лилась рекой: 'ее пили собаки и ручной медведь, бродивший по улицам'.
Юный Рафаэль был похож на своего учителя. Однако даже в самых ранних его произведениях нам явственны зачатки какого-то нового идеала.
В лондонской Национальной галерее висит его очаровательная картина 'Сон рыцаря', написанная в 1500 году, то есть когда Рафаэлю было всего семнадцать лет. Рыцарь - мечтательный юноша, заснувший перед прекрасным пейзажем. Он исполнен грации, может быть, еще недостаточно мужественной, но уже сочетающейся с неким внутренним равновесием, душевным спокойствием.
Это внутреннее равновесие озаряет написанную годом или двумя позже знаменитую эрмитажную 'Мадонну Конестабиле' (так названную по имени ее прежнего владельца). В этой картине нет ничего случайного, и нет образа более лирического, как и более крепкого своей внутренней структурой. Какая гармония во взгляде мадонны, наклоне ее головы и каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции в целом! И уже самой живой жизнью дышат фигуры нежно-задумчивой матери и так чудесно устроившегося на ее руках младенца. Все здесь значительно и законченно-ясно.
Флоренция, куда он переезжает затем,- следующий этап в творчестве Рафаэля. К этому периоду относится его автопортрет, написанный в 1506 году (Флоренция, Уффици), когда Рафаэлю было двадцать три года. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник еще робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако сквозь неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.
...Рафаэль - это завершение. Ибо все его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Ибо его искусство - радостное и счастливое. Ибо оно выражает некую нравственную удовлетворенность, примирение человека со своей бренной судьбой, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности. Ибо, в отличие от Леонардо, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним. Ибо, в отличие от Леонардо, он - хотя и прожил гораздо меньше - успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог. А это значит - полное царство гармонии, красоты и добра.
Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело, он не смущал современников дерзостностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному увенчанию всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю роспись своих личных покоев, или станц, в Ватикане. В Риме, где создано или собрано столько великих памятников искусства, эти фрески производят одно из самых сильных и неотразимых впечатлений. Как только вы входите в станцу делла Синьятура (станцу подписей), вы испытываете чувство совершенно особое: радостное освобождение от всего мелкого и суетного вместе с приобщением к чему-то очень большому и светлому.
Флорентийские мадонны Рафаэля - это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают. 'Мадонна в кресле' (Флоренция, галерея Питти), 'Мадонна с рыбой' (Мадрид, музей Прадо), 'Мадонна дель Фолиньо' (Рим, Ватиканская пинакотека) и другие всемирно известные мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.
Этому великому живописцу не были чужды зодчество и ваяние.
После смерти Браманте он руководил строительством знаменитого римского собора святого Петра; планы его были одобрены, но он успел заложить лишь фундамент.
Среди учеников Рафаэля был и ваятель - Лоренцо Лоренцетто. По эскизам и под руководством своего великого учителя он выполнил несколько скульптур, из которых до нас дошла только одна - 'Мертвый мальчик на дельфине'. В ней воплощены в мраморе рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти, кажется, будто ребенок мирно заснул.

+1

5

КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ САНТИ

http://s012.radikal.ru/i320/1109/5c/77f320d6159e.jpg

http://s006.radikal.ru/i214/1109/1a/d6ff49325dcf.jpg

http://s47.radikal.ru/i116/1109/7a/f5fe1931dafc.jpg

+1

6

Джованни Беллини
http://s48.radikal.ru/i122/1109/10/852af7f4cf03.jpg

Наиболее ярко пути развития раннего Возрождения видны в творчестве семейства Беллини: Якопо Беллини и двух его сыновей - Джентиле и Джованни. Наиболее знаменит в искусстве последний, именуемый на родине чаще Джанбеллино (1430-1516). Он начал с сурового стиля в духе падуанцев, но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту, секреты которого, как и тонкое чувство, передал своему ученику Тициану.
Мадонны Джанбеллино как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним ('Мадонна с деревьями'). Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения ('Души чистилища'), иногда даже не поддаются какой-либо сюжетной расшифровке, но прекрасно передают существо образного начала. Братья Беллини, как и Антонелло да Мессина, известны в истории искусства еще и тем, что усовершенствовали масляную технику, с которой лишь недавно познакомились итальянские мастера.
Венецианская школа завершает развитие искусства кватроченто. XV столетие принесло в итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе - понятых и осмысленных человеком новой эпохи. Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач;архитектура - тип светского палаццо; скульптура - образ человека, а не божества, как в античности; живопись разработала религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала ей светские черты. Все это было важным вкладом кватроченто в искусство Возрождения.

+1

7

КАРТИНЫ ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ

http://s008.radikal.ru/i304/1109/7e/8e2e3ffa9892.jpg

http://s010.radikal.ru/i313/1109/7b/2430b5061733.jpg

http://s013.radikal.ru/i325/1109/04/8ab73420e5a1.jpg

+1

8

Микеланджело Буонарроти
http://s54.radikal.ru/i145/1109/1f/79d1031a2475.jpg
   (Michelangelo Buonarroti; иначе - Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях мастера. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности
   Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Микеланджело составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Он стяжал себе громкую, неувядающую славу во всех трех главных художественных областях, но был скульптор по преимуществу: пластический элемент преобладал в его гении до такой степени, что этим элементом запечатлены его живописные произведения и архитектурные композиции. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.
   Трагедия Микеланджело состояла в том, что ему, гениальному скульптору, феноменально чувствовавшему мрамор, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Но даже в этих, не свойственных ему областях, проявлялась подлинная гениальность матера. К сожалению, многие его планы и идеи так и остались нереализованными, большое количество его творений не сохранилось до наших дней, многие проекты не были завершены при его жизни.
   Микеланджело был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени; нет другого подобного ему человека, оставившего столь богатое наследие последующим поколениям. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме.

+2

9

Творческое наследие Микеланджело Буанаротти
Скульптура
Статуя "Давид"
http://i036.radikal.ru/1109/b5/302e6f2189a8.jpg
Статуя "Моисей"
http://s008.radikal.ru/i303/1109/80/dc52eede070c.jpg
Живопись
"Развернутая панорама свода Сикстинской капеллы"
http://s58.radikal.ru/i160/1109/3f/ba6823e75daa.jpg
"Сотворение Адама"
http://i072.radikal.ru/1109/a6/e1257b26eb6b.jpg
Поэзия

                              Сонет №60

                             И высочайший гений не прибавит
                             Единой мысли к тем, что мрамор сам
                             Таит в избытке, — и лишь это нам
                             Рука, послушная рассудку, явит.

                             Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
                             Мудрейшая, благая донна, — вам
                             Обязан всем я, и тяжел мне срам,
                             Что вас мой дар не так, как должно, славит.

                             Не власть Любви, не ваша красота,
                             Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
                             В злосчастии моем несут вину, —

                            Затем, что смерть с пощадою слита
                            У вас на сердце, — но мой жалкий гений
                            Извлечь, любя, способен смерть одну.

                           Сонет № 88

                           В ком тело - пакля, сердце - горстка серы,
                           Состав костей - валежник, сухостой,
                           Душа - скакун, не сдержанный уздой,
                           Порыв - кипуч, желание - без меры,
                           Ум - слеп и хром и полн ребячьей веры,
                           Хоть мир - капкан и стережет бедой,
                           Тот может, встретясь с искоркой простой,
                           Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.

                           Так и в искусстве, свыше вдохновлен,
                           Над естеством художник торжествует,
                           Как ни в упор с ним борется оно;
                           Так, если я не глух, не ослеплен
                           И творческий огонь во мне бушует, -
                           Повинен тот, кем сердце зажжено.

+2

10

Мазаччо
http://s014.radikal.ru/i327/1109/c9/63ca0b28cb9e.jpg

Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно", - писал Леонардо да Винчи.
Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи) родился 21 декабря 1401 года в местечке Сан-Джованни-Вальдарно недалеко от Флоренции. Отец, молодой нотариус Джованни ди Моне Кассаи, умер, когда мальчику исполнилось пять лет. Мать, мона Джакопа, вскоре вторично вышла замуж за пожилого состоятельного аптекаря. Томмазо и его младший брат Джованни, ставший впоследствии также художником, жили с семьей в собственном доме, окруженном небольшим участком земли.
Свое прозвище Мазаччо (от итальянского - мазила) он получил за беспечность и рассеянность.
Совсем молодым Мазаччо переехал во Флоренцию, где учился в одной из мастерских. В цех врачей и аптекарей, к которому были приписаны также живописцы, он вступил 7 января 1422 года. Еще через два года его приняли в товарищество живописцев св. Луки.
Самое раннее из сохранившегося творческого наследия Мазаччо - картина, написанная около 1424 года для церкви Сант-Амброджо, "Мадонна с младенцем и со св. Анной". Уже здесь он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.
19 февраля 1426 года в Пизе Мазаччо приступил к созданию за невысокую оплату большого алтарного полиптиха для капеллы, принадлежавшей нотариусу Джулиано ди Колино дель и Скарси в церкви пизанского монастыря Санта-Мария дель Кармине. Его части ныне рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира.
Невиданной новизной отличалась эта сцена, передававшая реальное событие в знакомой всем части Флоренции, с массой реальных персонажей, портреты которых были даны среди участников торжества. Характерно, что композиция вызвала не только удивление и восхищение современников, но и упреки в "писании с натуры", т.е. в слишком большом впечатлении реальности, ею производимом. В ней не было украшенности, развлекательности, чуждых строгому стилю Мазаччо.
Основным трудом всей жизни художника были росписи капеллы Бранкаччи. Во Флоренции, на левом берегу Арно, стоит старинная церковь Санта-Мария дель Кармине. Здесь в 1424 году Мазолино начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу продолжал Мазаччо, а после его смерти, много лет спустя, закончил Филиппино Липпи.
К бесспорным шедеврам Мазаччо принадлежит "Чудо со статиром", "Изгнание из рая", а также "Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью" и "Св. Петр и св. Иоанн, раздающие милостыню" - фрески из капеллы Бранкаччи, их будут изучать и на них учиться Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.
"Изгнание из рая" может считаться одним из первых реалистических изображений обнаженного тела в искусстве XV века.
В то время как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что "ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках" (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Никогда прежде грехопадение прародителей рода человеческого не было показано столь волнующе и драматично.
"На фоне широкого обобщенно трактованного пейзажа развертывается действие другой знаменитой фрески Мазаччо - "Чудо со статиром". Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. В центре большой ярко освещенной группы апостолов - широкоплечих, массивных фигур простых и мужественных людей из народа - стоит Христос в розовом хитоне и синем плаще. Спокойным и величественным жестом руки он умиротворяет спор, возникший между апостолом Петром и сборщиком городской подати, который изображен спиной к зрителю в живой и естественной позе, отчего его диалог со св. Петром - разгневанным могучим старцем - приобретает жизненную убедительность. В глубине слева, у озера, изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески.
Готическая отвлеченность, свойственная многим итальянским мастерам конца XIV - начала XV века, была наконец преодолена в этих композициях.
В ряде других росписей той же капеллы Мазаччо изображает различные эпизоды из жизни апостола Петра, превращая евангельские легенды в живые выразительные повествования, вводя в них реальные человеческие типы и архитектуру своего времени" (Н.А. Белоусова).
Есть кадастровое свидетельство от июля 1427 года. Из него можно узнать, что Мазаччо весьма скромно жил с матерью, снимая помещение в доме на Виа деи Серви. Он держал лишь часть мастерской, деля ее с другими художниками, имел много долгов.
В 1428 году, не завершив роспись капеллы Бранкаччи, художник уезжает в Рим. Вероятно, его призвал Мазолино, которому понадобился помощник для выполнения больших заказов. Из Рима Мазаччо не вернулся. Внезапная смерть художника в столь молодом возрасте, ему было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Как нет точной даты смерти Мазаччо

http://i053.radikal.ru/1109/57/f000a0dcd9ab.jpg

0

11

Нострадамус
http://s57.radikal.ru/i158/1109/c7/85b107d68078.jpg

   14 декабря 1503 года в семье преуспевающего еврея-нотариуса Жака Нострадама родился мальчик. Все его детство прошло под знаком двойной жизни. Семья, окрещенная по жесткому указу Людовика XII, втайне продолжала исповедовать иудаизм. Будучи еще ребенком, Мишель понял, что такое всесилие и произвол власти.
   Воспитанием маленького Мишеля занимались два его деда - лекари Пьер и Жан. И надо отдать им должное, они преуспели в этом деле. Благодаря таким наставникам Мишель вырос всесторонне развитым юношей. Он овладел медициной, целительством, превосходно разбирался в травах и говорил на нескольких языках (греческом, латинском и древнееврейском). Они познакомили его с запрещенными в то время оккультными науками: алхимией и кабалистикой. Но лучше всего Мишелю давались математика и астрология.
   Благодаря такому всестороннему домашнему образованию, в университет Монпелье юный Нострадамус пришел со знаниями ничуть не уступающими знаниям знаменитых университетских профессоров. В течение трех лет учебы он с грустью взирал, как широко используются такие явно устаревшие и во многом вредные методы врачевания, как кровопускание и злоупотребление слабительными препаратами. Поэтому, блестяще сдав экзамены и получив диплом врача, он без сожаления покинул стены родного университета. И отправился навстречу бушующей по стране бубонной чуме.
   Юный доктор - еврей, на каждом шагу сталкиваясь с противодействием более именитых коллег, отбросил устаревшие и малополезные методики лечения чумы. На ходу придумывая новые способы лечения, Нострадамус добился ошеломляющих результатов. Ему удалось остановить эпидемии в нескольких крупных городах Франции. Вместо изнуряющих кровопусканий, он прописывал больным родниковую воду, свежий воздух и пилюли, сделанные им собственноручно на основе трав. После трех лет такой успешной практики Мишель без труда получил докторскую степень. И был приглашен известным ученым того времени Жюлем Сезаром Скалигером в город Ажан.
   Молодой врач нравился женщинам. Густые волнистые волосы и пронзительный взгляд черных глаз заставляли учащенно биться не одно женское сердце. Но Мишель бросил все силы на борьбу со смертельной болезнью. И только к тридцати годам, осев в Ажане, он обзавелся женой и двумя ребятишками. Брак был настолько счастливым, что семья стала смыслом и целью его существования. Но счастье его было недолгим.
   В Ажан пришла чума. Врач вступил в бой со страшной болезнью и только когда увидел зловещие пятна на лицах жены и детей, понял что опоздал. Он спас тысячи жизней, но не смог уберечь три самых дорогих для него существа. И этот удар был не последним для талантливого врачевателя.
   Многочисленные завистники и конкуренты обвинили его в ереси и Нострадамусу было предписано явится перед судом святой инквизиции в Тулузе. Под покровом ночи он бежал в Италию. В изгнании у него и открылся пророческий дар, сделавший его бессмертным.
   После семи лет скитаний сорокадвухлетний Нострадамус вернулся во Францию, когда бушующая в течение нескольких лет эпидемия уничтожила практически всех жителей Прованса. В столице Прованса, Эксе, на момент его прибытия в живых не было уже ни одного врача. В течение последующих трехсот дней он, не покладая рук, боролся со смертельной заразой. По его приказу с улиц убрали все трупы, жителям было предписано соблюдать строгие правила гигиены, а свои знаменитые пилюли он бесплатно раздавал на улицах. Врач победил болезнь - чума отступила. Мишель Нострадамус из изгоя превратился в национального героя. Благодарные жители Экса наградили его пожизненным содержанием. Но врач не спешил почивать на лаврах и в течение еще трех лет переезжал из города в город вслед за чумой.
    Знаменитый лекарь был уже не молод. Он устал от кочевой жизни и осел в городе Салоне, женившись на богатой вдове Анне Позар Гемель. У него появилась новая семья - сыновья (Цезарь, Андрэ и Карл) и дочери (Мадлен, Диана, Анна).
   Днем он врачевал и помогал нуждающимся, а ночью, склонившись над бумагами, непрерывно писал. Писал свои послания в будущее, к людям, которые еще не родились. В 1550 году вышел в свет его первый альманах, состоящий из двенадцати четверостиший-катренов, каждый из которых содержал предсказание на один из месяцев грядущего года.
   Нострадамуса не сожгли на костре за подобную деятельность, только потому, что свои предсказания он излагал в очень обтекаемой форме, используя намеки и ассоциации. Ободренный этой удачей, с 1554 года предсказатель начинает работать над первыми центуриями, в которых заглядывает в более отдаленные времена. Это сочинение принесло автору бешеную популярность во Франции. Его поклонницей стала королева Екатерина Медичи. Прочитав 35 катрен первой центурии Нострадамуса, который был обращен к ее супругу Генриху II, она не на шутку взволновалась. Катрен гласил:

        Молодой лев превзойдет старого
        На поле битвы в одиночном поединке
        Он пронзит его глаза через золотую клетку
        Две раны в одном, затем умрет мучительной смертью.

   Генрих, не отличавшийся склонностью к мистицизму, прочитав сие предсказание, все-таки слегка насторожился. Пророка пригласили ко Двору. Однако сам Генрих интереса к Нострадамусу не проявил. Выслушав его зловещие прогнозы относительно собственной персоны, он спокойно удалился. И зря.
   В1559 году это предсказание сбылось вплоть до мельчайших подробностей. Молодой граф Монтгомери сразился на турнире с Генрихом, на щите которого красовалось изображение льва. Копье Монтгомери, проломив золотое забрало (золотая клетка) короля, вонзилось в его левый глаз. Через несколько дней мучений король скончался. Молодой лев победил старого.
   Это далеко не единственно верное предсказание Нострадамуса. Впрочем, он редко пророчил частным лицам. Практически все его предсказания обращены в далекое будущее и предвосхищают все страшные даты нашей истории:

        Из простого солдата он станет императором
        Короткую одежду сменит на длинную
        Храбр в сражениях, очень плох для церкви
        Он будет досаждать священникам как вода губке.

                                                                                                     (Центурия 8, катрен 57)

   Вполне узнаваемый образ, не требует даже особой расшифровки (редкий случай для Нострадамуса). Наполеон Бонапарт действительно прошел путь от солдата до императора и отношения с церковью у него были не такие уж гладкие.
   В знаменитых Центуриях многие исследователи находят предсказания о судьбе России, но это всегда является спорным вопросом: ведь загадочный Нострадамус никогда не называл вещи своими именами. К тому же, по мнению многих исследователей, неправильный перевод частенько подводил тех, кто пытался найти в творениях великого предсказателя сенсации. Поэтому Центурии переводятся и трактуются до сих пор, вызывая ожесточенные споры астрологов. Некоторые из исследователей до сих пор убеждены, что ловкий прорицатель так завуалировал истинный смысл пророчеств, что он до сих пор остается неразгаданным.
   Что же обещал человечеству Нострадамус? Согласно одному из предсказаний, в 2035 году, после эпохи войн, страданий и крови, наступит "золотой век " мира и покоя:

        Бог Создатель молвит
        Слыша скорбь своего народа
        Ненависть и вражда будут низринуты
        и связаны в глубокой бездне, в глубоком рву.
        И оттуда начнется между Богом и людьми вселенский мир.

   Что ж, поживем - увидим!

   …Мишель Нострадамус умер от разрыва сердца 2 июля 1566 года, на шестьдесят третьем году жизни. «До завтра, мастер»,- попрощался с ним вечером верный слуга и ученик Жак Шавиньи. «Завтра на рассвете меня не станет»,- спокойно ответил учитель. Это было его последнее предсказание. Излишне говорить, что оно в точности сбылось.

+1

12

Маргарита Ангулемская
http://i074.radikal.ru/1109/6a/2a3171a0e803.png

Вершиной французской новеллистики принято считать наследие коронованной писательницы-гуманистки Маргариты Ангу-
лемской (1592~1549). Сестра французского короля Франциска I, она пользовалась огромной популярностью. Ее красота, индивидуальность, талант служили украшением интеллектуального и рафинированного (избранного, утонченного) придворного общества. Ей посвящали стихи, о ней складывали легенды. Став королевой Наваррской, необыкновенная женщина отказалась от привычной жизни французского двора, перебравшись в провинцию вместе со своим венценосным мужем. Однако талантливая личность сумела и в глуши создать новый крупный центр культуры. В историю литературы она вошла как писательница и поэтесса. Вокруг нее объединялись все яркие талантливые  личности, в ее литературный кружок стремились попасть все авторы. Их объединило преклонение перед платоническим древнегреческим началом, которое нашло свое яркое выражение в поэзии самой королевы Наваррской. Ей принадлежат аллегорические стихи и поэмы. Подлинную славу Маргарите Ангулемской как писательнице принес сборник новелл «Гептамерон». Предполагалось собрать 100 новелл, но королева успела написать только 72.
Особенностью сборника был отказ автора от использования традиционных сюжетов. Все, о чем рассказывается, связано с личным
опытом или другими реальными событиями, участниками которых оказались легко узнаваемые люди из непосредственного окружения Маргариты Ангулемской — даже ее родственники. Книга автобиографична, что обуславливает подлинность характеров героев-рассказчиков. Важное место занимают обсуждения причин поступков и сделанных из них выводов.
Раблезианской жизнерадостности, оптимизма Боккаччо в «Гептамероне» не найдешь. Многие истории печальны, а трактовка их наглядно демонстрирует несоответствие высокого идеала человека и окружающей действительности.

0

13

Франческо Петрарка
http://s002.radikal.ru/i197/1109/6f/4678bafd28fd.jpg

Итальянский поэт, гуманист, исследователь древности. Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 в Ареццо, в семье флорентийского нотариуса Петракко ди Parenzo. Отец Франческо был изгнан из Флоренции, одновременно с Данте, за принадлежность к партии "белых" (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам Тосканы, в 1312, семья переселилась в Авиньон (провинция Прованс, Франция), а затем мать Франческо - в соседний Карпантра. Здесь Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку. В 1316 (по другим сведениям - в 1319) начал изучал право в Монпелье, в 1320 вместе с братом Герардо учился в университете в Болонье. В 1326 умер отец Франческо Петрарки, оставив в наследство только только рукопись сочинений Цицерона. Чтобы найти средства к жизни, Петрарка принимает духовное звание, становится миноритом (членом ордена францисканцев). Поселился в Авиньоне, где в 1327, в Страстную Пятницу, на службе в церкви впервые увидел Лауру, вдохновившую Петрарку на создание лучших его сонетов. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций. Неразделенная любовь к Лауре явилась одной из причин переезда Петрарки из Авиньона в уединенный Воклюз; он приобрел домик в долине речки Сорги, где жил с 1337 по 1353. Слава, принесенная ему латинскими стихотворениями, привела к тому, что он, почти одновременно, получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и 8 апреля 1341, по решению римского сената, на Капитолии был торжественно увенчан лаврами поэта-лауреата. Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся, в Воклюз. В 1344 - 1345 и 1347 - 1351 путешествовал по Италии. В 1348 чума унесла жизнь Лауры. В 1353, отклонив кафедру, предложенную Петрарке во Флоренции, он поселился в Милане, при дворе архиепископа Милана Джованни Висконти, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара, принимая участие в различных дипломатических миссиях, в том числе в Праге, посетив Карла IV. В 1361, спасаясь от свирепствовавшей в Милане чумы, поселился в Падуе, а в 1362 - в Венеции (1362 - 1367), где жила его незаконнорожденная дочь. Последние годы жизни провел при дворе Франческо да Каррара в Падуе. Умер Петрарка 19 июля 1374 в деревеньке Аркуа, близ Падуи.

Петрарка является родоначальником гуманистической культуры эпохи Возрождения, наряду с Данте и Дж. Боккаччо - создателем итальянского литературного языка. Его "Канцоньере" еще до начала XVII в. выдержали около 200 изданий.

Свернутый текст

В солнце одетая, звездно-венчанная,
Солнцем Превышним любимая Дева!
Свет его вечный в себе ты сокрыла.
Немощным звукам земного напева
Как вознестись к тебе, Богом желанная!
Дай же, молю, мне небесные крыла,
Ты, что вовеки свой, слух не закрыла Верного сердца мольбам,
Но, милосердная к тайным скорбям,
С помощью тайной всегда нисходила.
Жизни темница томит меня тесная.
Дай же прибежище сердцу больному,
Праху земному,
Царица небесная!
2

В девах премудрых ты ярко светящая!
Чистым елеем огонь твой нетленный
Вечно горит и не знает затмения.
Ты всем гонимым покров неизменный,
В смертном боренье ты знамя спасения!
Щит всех скорбящих ты, всескорбящая!
Страсти безумной злое горение
Да утолится тобою!
С неизреченной тоскою
Видела ты неземные мучения.
Ими спасенный, зачем я страдаю?
Мною владеет враг побежденный!
Мыслью смущенной
К тебе прибегаю.
3

Всенепорочная, Дева пречистая.
Слова предвечного мать и создание!
Слава земной и небесной природы!
Сын твой и вышнего Бога сияние,—
О, бесконечности око лучистое!
В веки последние, в тяжкие годы
Пристань спасенья, начало свободы Нам чрез тебя даровал.
Он одну между всеми избрал,
Он в тебе возлюбил и грядущие роды.
О, открой милосердия двери,
Всеблагодатная, к жизни нетленной
Душе смиренной
В любви и вере.
4

О всесвятая, благословенная,
Лествица чудная, к небу ведущая!
С неба ко мне приклони свои очи!
Воду живую, в вечность текущую,
Ты нам дала, голубица смиренная,
Ты солнце правды во мрак нашей ночи
Вновь возвела, мать, невеста и дочерь.
Дева всеславная, Миродержавная
И тайнница божьих советов!
Проведи ты меня сквозь земные туманы
В горние страны, В отчизну светов!
5

Дева единая меж земнородными.
Небо пленила ты чистой красою.
В цепи златой ты звено неразрывное,
Зла не касаяся волей святою,
Думами ясными, Богу угодными,
Храмом живым его стала ты, дивная!
Скорбь моя тяжкая, скорбь непрерывная
Светлою радостью вся расцветет.
Если молитва твоя низведет
В сердце пустыню небес изобилие.
В духе смиренном склонив колена,
У всепобедной прошу защиты.
Цепь разорви ты Земного плена.
6

Светлая Дева, вовек неизменная,
В плаванье бурном звезда путеводная,
Кормчий надежный в годину ненастную!
Знаешь ты скалы и камни подводные,
Видишь блужданья мои безысходные.
Долго боролась душа, удрученная
Долей враждебною, волею страстною; Сердце измучено битвой напрасною.
Немощь мою ты от вражьего плена избавь,
Челн погибающий в пристань направь!
Он уж, разбитый, не спорит с грозою ужасной.
Усмири же ты темное, бурное море,
Злобу и горе Кротостью ясной!
7

Лилия чистая среди наших терний,
В мрачной пучине жемчужина ясная,
В пламени злом купина не горящая,
В общем потопе ладья безопасная,
Облако светлое, мглою вечерней
Божьим избранникам ярко блестящее,
Радуга, небо с землею мирящая, -
Божьих заветов ковчег неизменный,
Манны небесной фиал драгоценный,
Высь неприступная, Бога носящая!
Дольный наш мир осени лучезарным покровом.
Свыше ты осененная,
Вся озаренная Светом и словом!|Хвалы и моления святой деве

0

14

Уильям Шекспир
http://www.litra.ru/public/photo/writer/00766571190806470468.jpg

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн.
Отец Уильяма Шекспира, Джон, был ремесленником, купцом (торговал шерстью), а в 1568 году стал мэром Стрэтфорда.
Мать Уильяма, Мария Арденн, была дочерью фермера из Вилмкота.
Из некоторых источников известно, что Уильям Шекспир учился в грамматической школе, где овладел латинским и древнегреческим языками.
1582 год – Уильям Шекспир женится на Энн Хэтэвей. Впоследствии Энн родила ему троих детей: дочь Сюзанну и двойняшек Хэмнета и Джудит.
Середина 1580-х годов – Шекспир с семьей переезжает в Лондон. По сохранившимся данным, в этом городе у него не было ни друзей, ни знакомых. Шекспир зарабатывал тем, что сторожил у театра лошадей, пока их владельцы смотрели представления. За этой должностью последовала закулисная работа в театре: переписывание ролей, отслеживание выхода актеров, суфлерство… Только через несколько лет Уильям Шекспир получил свою первую маленькую роль.
По некоторым данным, Шекспиру до работы в театре пришлось также освоить профессию школьного учителя.
Театр, в котором работал Уильям Шекспир, стал известным и получил название «Глобус». Это название было заимствовано из греческой мифологии и указывает на Геркулеса, который держал на плечах земной шар. При короле Джеймсе I театр получил статус «Королевского».
Шекспиру не суждено было стать хорошим актером, гораздо лучше у него получалось писать пьесы. Первые комедии («Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Комедия ошибок», «Двенадцатая ночь») были написаны в период с 1593 по 1600 год.
1594 год – Шекспир пишет свою первую трагедию «Ромео и Джульетта». В этом же году драматург стал пайщиком театральной труппы «Слуги лорда камергера» (по другим источникам труппа называлась «Королевская труппа Джеймса I»)
1599 год – в театре «Глобус» состоялось первое представление Уильяма Шекспира, это была постановка пьесы «Юлий Цезарь». В этом же году Шекспир становится совладельцем «Глобуса».
1601 – 1608 годы – созданы трагедии «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Макбет».
1603 год (неточная дата) – Шекспир оставляет сцену.
1608 год – Шекспир становится совладельцем Доминиканского театра.
1608 – 1612 годы – последний этап творчества Уильяма Шекспира. Для его драматургии этого времени характерны сказочные мотивы и образы: «Перикл», «Буря», «Зимняя сказка».
Уильям Шекспир писал не только пьесы (всего их было написано 37), но и поэмы (2), и сонеты (154).
1612 год (неточная дата) – Шекспир уже достаточно богат, чтобы приобрести себе дворянский титул. Он покупает дом в своем родном городе Стрэдфорд-на-Эйвэн и переезжает туда. В Стрэдфорде Шекспир живет уже до самой смерти.
23 апреля 1616 года – Уильям Шекспир умирает в Стрэдфорде-на-Эйвэн в день своего рождения. Похоронен в церкви своего родного городка.

Свернутый текст

Комедия ошибок (1623 г. — первое издание, 1591 — вероятный год первой постановки)
Тит Андроник (1594 г. — первое издание, авторство спорно)
Ромео и Джульетта (1597 г. — первое издание, 1595 — вероятный год написания)
Сон в летнюю ночь (1600 г. — первое издание, 1595—1596 гг. — период написания)
Венецианский купец (1600 г. — первое издание, 1596 — вероятный год написания)
Король Ричард III (1597 г. — первое издание)
Мера за меру (1623 г. — первое издание, 26 декабря 1604 г. — первая постановка)
Король Иоанн (1623 г. — первое издание подлинного текста)
Генрих VI (1594 г. — первое издание)
Ричард II (написание — не позднее 1595 г.)
Генрих IV (1598 г. — первое издание)
Бесплодные усилия любви (1598 г. — первое издание)
Как вам это понравится (написание — 1599—1600 гг., 1623 г. — первое издание)
Двенадцатая ночь (написание — не позже 1599, 1623 г. — первое издание)
Юлий Цезарь (написание — 1599, 1623 г. — первое издание)
Генрих V (1600 г. — первое издание)
Много шума из ничего (1600 г. — первое издание)
Виндзорские проказницы (1602 г. — первое издание)
Гамлет, принц датский (1603 г. — первое издание, 1623 г. — второе издание)
Всё хорошо, что хорошо кончается (написание — 1603—1604 гг., 1623 г. — первое издание)
Отелло (создание — не позже 1605 г., первое издание — 1622 г.)
Король Лир (26 декабря 1606 г. — первая постановка, 1608 г. — первое издание)
Макбет (создание — около 1606 г., первое издание — 1623 г.)
Антоний и Клеопатра (создание — 1607 г., первое издание — 1623 г.)
Кориолан (1608 г. — год написания)
Перикл (1609 г. — первое издание)
Троил и Крессида (1609 г. — первая публикация)
Буря (1 ноября 1609 г. — первая постановка, 1623 г. — первое издание)
Цимбелин (написание — 1609 г., 1623 г. — первое издание)
Зимняя сказка (1623 г. — единственное сохранившееся издание)
Укрощение строптивой (1623 г. — первая публикация)
Два веронца (1623 г. — первая публикация)
Генрих VIII (1623 г. — первая публикация)
Тимон Афинский (1623 г. — первая публикация)|Сочинения

0

15

Николай Кузанский
http://s06.radikal.ru/i179/1109/f7/cc96eee51cb9.jpg

Николай Кузанский родился в Кузе на реке Мозель. По месту своего рождения он и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Возможно, Николай учился в школе «братьев общей жизни» в Девентере (Голландия). Затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кёльне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.
В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении «О согласии католиков» он, кроме того, высказывал сомнение в истинности «Константинова дара», а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 г. эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления реформы.
Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию. В 1437 году он входил в состав папской делегации в Константинополь, которая должна была встретиться с императором, патриархами и возможными делегатами от восточных церквей для объединительного собора между западной и восточными церквами. Глядя с опаской на османскую угрозу, греки всё больше стремились к унии. Однако, собор, открытый в Ферраре и продолженный во Флоренции, не дал желаемых результатов. По дороге из Константинополя на Кузанца, по его словам, сошло Божественное откровение, которое вскоре станет основой знаменитого трактата «De docta ignorantia» («Об учёном незнании»).
В 1448 г. Николай был возведен в сан кардинала, а уже в 1450 г. — епископом Бриксена и папским легатом в Германии. В 50-е гг. XV века Кузанец много путешествует, стремится примирить различные христианские течения Европы, в частности, гуситов с католической Церковью.
В 1458 г. Николай вернулся в Рим и в качестве генерального викария пытался проводить реформы Церкви. Он рассчитывал на успех, ибо новым папой Пием II стал друг его юности Пикколомини. Но смерть помешала Николаю Кузанскому завершить задуманное.

Свернутый текст

Философия и теология
Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

Астрономия
С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.[1] У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году).[2]
Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея.[2]

Утопические проекты
Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и ислама. Веяния гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии, сочетались в Николае Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жёстко проводившего линию Рима на деле.

Математика
В 1445—1449 гг. написал трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) — о спрямлении окружности. Основной его результат для приближённого спрямления дуги окружности в современных обозначениях можно выразить формулой:

Оптика
В 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков.|Творчество

0

16

Данте Алигьери
http://s010.radikal.ru/i314/1109/bb/0d6a50a48dd4.jpg

Данте Алигьери родился (по одной из версий) 21 мая 1265 года во Флоренции. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству. О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.
Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 года был изгнан и лишен гражданских прав, а затем и вообще приговорен к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.
В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292).
Затем были философские и политические трактаты – «Пир», «О народной речи» (1307), «Послания» (1316) – являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» (1313) Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.
Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки и особенно политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Данте волнует судьба Италии, раздираемой междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви.
«Божественная Комедия» – поэтическая энциклопедия средних веков – непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.
Последние годы жизни поэт провел в Равенне, где незадолго до смерти завершил «Божественную Комедию». Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 года от малярии.

Свернутый текст

1306—1321 Божественная комедия — Divina Commedia (ит.):
Ад,
Чистилище,
Рай
1304—1307 Convivio (ит.) Пир
1304—1306 De vulgari eloquentia libri duo (лат.) О народном красноречии, трактат (dubia)
Egloghe (лат.) Эклоги
Epistulae (лат.) Послания
Il fiore (ит.) Цветок, поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе» (Roman de la Rose) фр. аллегорический роман XIII века
1310—1313 Monarchia (лат.) Монархия, трактат
Detto d’amore (ит.) Detto d’Amore поэма, также основанная на «Романе о Розе» (Roman de la Rose)
Quaestio de aqua et de terra (лат.) Вопрос о воде и земле. Dubia
1292 Vita nuova (ит.) Новая жизнь
Rime (Canzoniere) (ит.) Стихи
Стихотворения флорентийского периода:
Сонеты
Канцоны
Баллаты и станцы
Стихотворения написанные в изгнании:
Сонеты
Канцоны
Стихи о каменной даме
Письма
Данте Алигьери. Монархия
Данте Опера Омниа|Сочинения

0

17

Лудовико Ариосто
http://i020.radikal.ru/1109/82/d0a21fa5087b.jpg

Лудовико Ариосто — итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения.
Отец Лудовико видел сына правоведом, однако юноша не находил вдохновения в юриспруденции и посвятил себя изучению классической литературы. Он так хорошо усвоил формы и размеры римской поэзии, что без труда писал любые стихи на латыни. Стихотворение «Carmen Epithalamium», написанное на латинском языке по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту, и в 1503 он поступил на службу к кардиналу Ипполиту д’Эсте, брату герцога Альфонса. Ариосто отвечал за организацию различных придворных празднеств.
В 1522 году Ариосто стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись, он построил себе небольшой домик с садиком и огородом, где и жил до конца жизни со своей возлюбленной Алессандрой Бенуччи (ок. 1481—1552). Она происходила из флорентийской купеческой семьи, была женой Тито ди Леонардо Строцци (двоюродного брата поэта Тито Веспасиано Строцци), родила ему шестерых детей. Отношения с Ариосто начались в 1513 г., но и после смерти мужа (1515) продолжали оставаться тайными. Брак с Ариосто (1528) также был тайным (что объяснялось со стороны Алессандры желанием сохранить права на наследство первого мужа). Ариосто, со своей стороны, ни разу не назвал имя возлюбленной и жены в своих сочинениях.
Наиболее знаменитое сочинение Ариосто — поэма «Неистовый Роланд» («Неистовый Орландо»), которая заняла 25 лет (1507—1532). Сюжет «Неистового Роланда» основан на каролингском эпосе, который в Италии уже давно перенял романтический стиль произведений о рыцарях Круглого стола. Обращение автора поэмы к сюжетам французских рыцарских романов, весьма распространённых и в итальянских народных сказаниях, не было случайным. Подвиги паладинов императора Карла Великого и приключения рыцарей короля Артура, прочно вошедшие в средневековую романистику, впервые объединил в поэме «Влюблённый Орландо» непосредственный предшественник Ариосто при феррарском дворе Маттео Мария Боярдо. Его поэма, создававшаяся в 1483—1494 гг., осталась незавершённой из-за смерти поэта. Ариосто продолжил многие сюжетные линии «Влюблённого Орландо», достаточно стереотипные также и для итальянских народных поэм каролингского и бретонского циклов.
Тридцать четвёртая песнь «Неистового Роланда». Издатель Франческо Франческини. 1565"Неистовый Роланд" состоит из трёх крупных эпизодов: нашествие мавров на Францию, безумие Роланда и роман Руджиеро и Брадаманты, прославляющий дом д’Эсте. Три основных части сопровождаются бесконечным количеством второстепенных эпизодов и составляют вместе единую картину, носящую отпечаток великого гения Ариосто.
Герои поэмы Ариосто — искатели приключений, участвующие в сражениях с сарацинами — врагами Карла Великого, с великанами, чудовищами. Они — и влюблённые, верные своим возлюбленным, ради которых совершают смелые подвиги. Неистовый Орландо одержим безумной любовью к Анджелике — черта многих героев средневековых романов (безумие влюблённого в Изольду Тристана, страстная любовь Ланселота и т. д.). Однако традиционные сюжеты и характеры обрели в поэме Ариосто новую жизнь на основе гармоничного синтеза, свойственного эстетике и стилистике Высокого Возрождения. В отличие от средневековых романов поэма Ариосто лишена морализирующей функции, позиция автора пронизана иронией — он создает героико-комическое произведение. Ариосто проявляет исключительную свободу в композиционном построении поэмы, которая состоит из множества переплетающихся и параллельных сюжетных линий, нередко почти зеркально отражающих друг друга. Целое, однако, образует единство, обладающее чертами ренессансной соразмерности.
Оперируя материалами средневекового романа, Ариосто принимал скорее его жанровые правила, нежели идеологию. Герои поэмы обладают новыми, ренессансными чертами. Им свойственны полнота человеческих чувств и прежде всего сила земной любви, радостное ощущение жизни, наконец, сильная воля как залог победы в драматических ситуациях. «Золотые октавы» поэмы Ариосто внесли огромный вклад в формирование литературного итальянского языка.

0

18

Луиза Лабе
http://s44.radikal.ru/i104/1109/72/ce48ce7e4b0a.jpg

О жизни Лабе известно довольно мало. Дочь лионского канатчика (отсюда прозвище «Прекрасная канатчица», фр. La belle Cordière). Она вышла замуж за богатого канатчика и фабриканта Перрена, и её дом стал центром образованного общества в Лионе.
Жизнь Луизы Лабе прошла в Лионе и его окрестностях. В ее время Лион стал крупным промышленным и торговым центром. Кроме того через него проходили пути из Парижа в Италию, которая была культурным лидером эпохи Возрождения. Итальянское влияние в Лионе было очень заметным.
Луиза Лабе была дочерью Лионского фабриканта-канатчика и была выдана замуж за его коллегу по цеху. Так как она по свидетельству всех окружающих была ещё и чрезвычайно привлекательна за ней закрепилось устойчивое прозвище Прекрасная канатчица. Настоящая фамилия её отца Шарли или Шарльё. Первым браком он женился на вдове фабриканта-канатчика Лабэ и унаследовал от нее вместе с фабрикой и фамилию. Луиза была дочерью от второго брака. Её мать умерла в 1525 году, третьим браком отец женился на молодой девушке. Сведений об отношениях Луизы с мачехой не сохранилось, нет оснований считать, что они были конфликтными, так как Луиза получила прекрасное образование.
Превосходное образование, которое получила Луиза, было по-видимому обеспечено финансовыми возможностями отца, отвечало наиболее передовым гуманитарным идеям эпохи Возрождения, но в определенном смысле было уникальным, так как такое образование могли получить считанные единицы. Давая такое образование дочери, отец в известной мере перешагивал через традиционные воззрения окружающей среды. Её образование, включало в себя широкий круг гуманитарных познаний, доступных лучшим умам этой эпохи. Она знала греческий, латынь и итальянский языки. Познакомилась с философскими, историческими и литературными произведениями, как античного мира, так и новой итальянской литературы, в том числе с поэзией Данте и Петрарки. Одним из её учителей был Морис Сэв, известнейший поэт Лиона этой эпохи, он навсегда остался её другом и ввёл девушку в круг литераторов и художников. Другой обязательной частью образование были обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Любимым инструментом Луизы стала лютня. Но, что было поистине необычным, Луиза вместе со старшим братом обучалась и мужским занятиям: гимнастике, фехтованию, верховой езде.
В возрасте 20 лет в 1542 году Луиза уже была замужем за коллегой своего отца, также канатчиком, человеком уже не молодым, не очень богатым и не образованным. Однако он, по-видимому, предоставлял жене большую свободу. Луиза вела открытый и свободный образ жизни, её дом посещали литераторы, музыканты и художники. Некоторые исследователи даже утверждали, что у нее был литературный салон, но это видимо некоторое преувеличение, так как её основные гости бывали в Лионе эпизодически, проездом. Кроме того, по отдельным репликам видно, что её образ жизни осуждался многими окружающими, а в эпоху салонов, такое поведение уже стало принятой в обществе нормой.
Одним из её знакомых стал известный французский поэт Оливье де Маньи, который был проездом в Лионе. Он стал основным предметом ее любовной лирики. Его ответное чувство к ней было видимо недолгим. Исследователи узнают её в некоторых его стихах, но этот поэт увлекался многими женщинами.
В 1555 году поэтесса решила издать свои сочинения. Известный лионский издатель Жан де Турн издал её книгу, а следующем году выпустил ещё два издания. Видимо она пользовалась спросом. В 1556 году её кгигу издал в Руане Жан Гару.
О её жизни с 1556 до 1565 года известно очень мало. Однако из общего исторического фона ясно, что это была несчастливая эпоха. Религиозные войны привели к повышению налогов. Известно, что в 1557 году обанкротился её муж. Супруги переехали в Персьё-ан-Домб, маленькое имение, наследство матери Луизы. Лион был захвачен гугенотами и стал ареной столкновений. В 1564 году в Лионе была эпидемия чумы. от нее умерли брат Луизы и ее друг Морис Сэв. Луиза тоже тяжело болела в это время, но чем не известно, во всяком случае он выжила в эпидемию, видимо это была тяжелая и продолжительная болезнь. Её поддерживал её друг адвокат Томазо Фортини. Весной 1566 года она скончалась и была похоронена по католическому обряду тайно ночью, так как в городе господствовали гугеноты. Томазо Фортини заказал ей могильный камень, но он пропал, так что могила её не известна.
Несчастная любовь к молодому дворянину (по-видимому, ещё до замужества) вызвала её пламенные стихотворения — 3 элегии и 24 сонета. Они появились, вместе с прекрасной аллегорией: «Débat de Folie et d’Amour» (Спор Безумия и Любви), в её «Oeuvres» («Сочинениях»), в 1555 (новое изд. П., 1887). Сонеты Лабе — одни из первых, по времени, на французском языке. В её творчестве (как и у других французских поэтов Возрождения: Маро, Ронсара и его «Плеяды», Дю Белле) несомненно влияние итальянской поэзии, прежде всего Петрарки.

0

19

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
http://bookmix.ru/news/img/news_1288264316.jpg

Эразм Роттердамский, также — Дезидерий — псевдонимы Герхарда Гёрхардса — нидерландского ученого-гуманиста, писателя, филолога, богослова, виднейшего представителя северного Возрождения. Незаконный сын священника, Эразм родился 28 октября 1469 г. в Роттердаме, начальное образование получил в школе общины «Братьев общей жизни» в Нертогенбосхе, и авгус-тинском монастыре в Стейне, где в 1492 г. стал священником. Покинув монастырь, Эразм получил пост латинского секретаря при епископе Камбре, который в 1495 г. отправил Эразма изучать богословие в Парижский университет. По окончании его в 1499 г. посетил Англию, где читал лекции в Оксфорде и подружился с Т. Мором.
  В 1500 г. вышла книга «Поговорки» — сборник крылатых фраз античных авторов с собственными комментариями Эразма, принесшая ему едва ли не общеевропейскую известность.
  Оставаясь католиком и не принимая реформации, Эразм, тем не менее, испытывал влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов, призывавших к новому, углубленному, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Итогом стала книга «Оружие христианского воина» (1504), в которой были сформулированы основные принципы «философии Христа» Эразма, направленной против внешней обрядности церкви и Ветхого завета, сюжеты которого философ считал не столь уж важными. В 1506—1509 гг. Эразм жил в Италии, где стал профессором богословия Туринского университета и активно сотрудничал со знаменитым издателем Альдом Мануцием, затем вновь приехал в Англию, где и закончил самое известное свое произведение — философско-сатирический памфлет «Похвала глупости» (1509). После его выхода Эразм стал, пожалуй, самым уважаемым и авторитетным богословом своего времени: в переписке с ним состояли практически все выдающиеся мыслители, он считался непререкаемым авторитетом в области гуманитарных наук, ему охотно помогали меценаты и приглашали под свое покровительство светские и церковные князья. Однако с 1514 г. предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней.
  В Базеле Эразм опубликовал работы «Наставление христианского государя», «Жалоба мира» (1516), греческий оригинал Нового завета со своими комментариями (1517) и собственный его перевод на латынь (1519), а также переводы античных и раннехристианских авторов.
  Несмотря на то, что в своих теологических воззрениях Эразм считается предтечей церковной Реформации, в 1524 г. он вступил в полемику с М. Лютером, опубликовав трактат «О свободе воли», а также труд «О желанном церковном согласии» (1533). Достаточно большое внимание Эразм уделял вопросам педагогики, написав целый ряд передовых для своего времени работ по воспитанию (в том числе — и христианскому) детей и подростков. Наиболее известными в этом ряду являются «Разговоры запросто» (1519—1535) и «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529). Умер Эразм 12 июля 1536 г. в Базеле.

0

20

Андреа Мантенья

Почти до самого конца долгой жизни Андреа Мантенья подписывался на своих работах "падуанцем". Он не был родом из Падуи, и большая часть его деятельности протекала в Мантуе, при дворе тамошних герцогов Гонзага. Но здесь, в Падуе, провел он молодость, здесь получил художественное воспитание и здесь написал свои первые произведения.
Андреа Мантенья родился в 1430 или в 1431 году, вероятно, в Изола ди Картуро, между Виченцей и Падуей. Дату рождения можно установить по надписи на одной из его утраченных картин 1448 года, где автор указывает, что ему семнадцать лет.
Около 1442 года десятилетний мальчик, был взят на воспитание Скварчоне, который побудил его к занятиям искусством и от попечения которого Андреа бурно освободился в 1448 году.
Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов. В единственной уцелевшей работе Скварчоне - алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), - сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности. Добытые им сокровища он сделал орудием артистического воспитания целого поколения молодых художников. Слава мастерской Скварчоне была так велика, что в ней работали не только падуанцы, не только уроженцы соседней Венеции или Феррары, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и даже Тосканы.
Из документов известно, что Мантенья был уже записан в цех художников, когда ему исполнилось всего десять лет. Это говорит не только об его редких способностях, но также и об удивительном художественном подъеме, который царил тогда в Падуе вокруг многолюдной мастерской Скварчоне.
После того как Андреа, которому в то время еще не исполнилось семнадцати лет, написал образ главного алтаря Санта София в Падуе, вещь, которая кажется исполненной старым опытным художником, а не юношей, Якопо Скварчоне получил заказ в капелле св. Христофора, что в церкви августинских братьев отшельников в Падуе.
Мантенья испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства Мантеньи имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой.
Также молодой художник находился под влиянием флорентийских новаций Пикколо Пиццоло, помощника Донателло, а с 1448 года компаньона Мантеньи по украшению половины капеллы Оветари церкви Эрмитани в Падуе, другая половина декорации которой была доверена Антонио Виварини и Джованни д'Аллеманья. Поскольку большинство этих росписей пострадало при воздушном налете в 1944 году, вопросы хронологии и атрибуции остаются открытыми. Сохранившиеся фотографии не в состоянии помочь их разрешению.
Участие Мантеньи в украшении капеллы началось с выполнения фигур трех святых - Петра, Павла и Христофора - на соседних компартиментах апсидной ниши. В течение 1450 года он написал фрески "Призвание Апостолов Иакова и Иоанна" и "Проповедь Святого Иакова", заполняющие отведенный для них большой люнет на левой стене. Живописные приемы и организация пространства согласно законам центральной перспективы в духе Брунеллески близки здесь манере его компаньона, однако реализованы они не вполне уверенно.
В двух расположенных ниже фресках "Святой Иаков крестит Гермогена" и "Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы" также полновластно царит перспектива.
В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. К этому, не столь уж краткому, периоду относятся последние истории из жизни Святого Иакова, расположенные на левой стене: "Шествие на казнь" и "Мученичество", а также соответствующие им две сцены на противоположной стене - "Казнь Святого Христофора" и "Перемещение тела Святого Христофора - и кроме того, "Вознесение Марии" в апсиде капеллы. Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Они плохо сохранились и еще в 1880 году были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года находились в хранилище. Кроме них до нас дошли скудные фрагменты "Мученичества Святого Иакова", наложенные сейчас поверх укрепленного на стене фотографического воспроизведения подлинника.
К достоинствам двух сцен из жизни Святого Иакова можно отнести следующие живописные новации: головокружительные ракурсы фигур и архитектуры, демонстрирующие научную оснащенность мастера; обширный пейзажный фон (Мученичество), испещренный "пятнышками" зелени и увенчанный изображением полусредневекового-полуидеального города; переход от жесткого и ломкого мазка предшествующих работ к густой, плотной, насыщенной контрастами света и тени манере письма.
Следует отметить, что "Мученичество Святого Иакова" и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло; Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453). С этим, может быть, связано некоторое отличие в компоновке "Мученичества Святого Иакова" по сравнению с "Шествием на казнь", расположенным рядом. Два эпизода из жизни Святого Христофора, помимо единой точки зрения, наделены общностью сценического решения, обладающего такой силой оптической иллюзии, какая позволяет говорить об эффекте "обманки". "Вознесение Марии", обладая теми же достоинствами, что утверждались на больших стенах капеллы, сочетает их с великолепной находкой - парой фигур в центре композиции.
Неупорядоченное перспективное решение, напоминающее большой люнет в капелле, позволяет датировать 1450-1451 годами "Поклонение пастухов" (Нью-Иорк, музей Метрополитен; обрезано с боков), вероятно, заказанное герцогским двором Феррары. Там в 1449 году молодой художник исполнил портрет герцога (утрачен) и там же мог увидеть многочисленные творения Пьеро делла Франческа и фламандцев, в особенности Рогира ван дер Вейдена.
Двадцать второго июля 1452 года Мантенья закончил фреску с Монограммой Христа между двух святых (теперь - в музее Антониано при соборе) над главным порталом Санто (собора Сант'Антонио в Падуе). В ней он положил начало применению низкой перспективы, ставшей некоторое время спустя отличительной особенностью двух последних историй из жизни Святого Иакова. К 1453-1454 годам, без сомнения, относится "Полиптих Святого Луки" для одной из падуанских церквей (ныне - Милан, Пинакотека Брера).
Дата "1454 год" читается на "Святой Евфимии" (Неаполь, музей Каподимонте), изображенной внутри арочного обрамления - "окна", которое присутствует также в "Вознесении Марии" капеллы Оветари и в "Святом Марке" из Франкфурта (возможно, выполнен мастерской). В 1453 или 1454 году художник женился на Николосии Беллини и установил профессиональные контакты с ее братом Джованни, придав его искусству донателловские черты. Две картины, изображающие Моление о чаше, обе в Национальной галерее в Лондоне, одна Мантеньи, другая - Джованни Беллини, раскрывают характер взаимных связей между шуринами: падуанцу принадлежит инициатива в выработке новых принципов построения, венецианцу - первенство в колористических поисках.
Это подтверждается в двух "Принесениях во храм" в Берлине (Государственные музеи) и в Венеции (галерея Кверини Стампалия), соответственно Мантеньи и Беллини.
К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Так, лицо, выглядывающее справа в "Принесении во храм" из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене "Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы" (первая фигура слева) из Эремитани, и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы. Несмотря на отличия по сравнению с достоверным "Автопортретом", выполненным в бронзе и находящимся в погребальной капелле мастера в Мантуе, трудно отрицать, что Мантенья изобразил в берлинской картине самого себя.

+1


Вы здесь » Ключи к играм "Багира & Таня" форум » Архив » Ренессанс. Эпоха Возрождения <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно