Ключи к играм "Багира & Таня" форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к играм "Багира & Таня" форум » Архив » Античная эпоха <


Античная эпоха <

Сообщений 1 страница 20 из 44

1

Древняя Греция, Древний Рим  и все что связывает древние времена.
http://s51.radikal.ru/i132/1109/0f/fe150ff54b42.jpg

+2

2

Клеопатра.
http://s53.radikal.ru/i139/1109/44/8d8627cc81c8.jpg

Клеопатра VII Филопатра была последней царицей Древнего Египта. После плеяды слабых и безвольных царей (один из них, отец Клеопатры, к примеру, прославился лишь тем, что хорошо играл на флейте) на троне Египта наконец воцарился сильный правитель. Однако Клеопатра пришла к власти, когда звезда Египта уже фактически закатилась. В мире решающую роль играл Рим, который захватывал соседние государства и превращал их в свои провинции. Дни свободы Египта были сочтены, но Клеопатра, понимая это, тем не менее боролась, используя любые возможности, за свой трон и за независимость своего государства.
Кстати, последние Птолемеи (Птолемей XI и Птолемей XII, отец Клеопатры) свое право на власть в буквальном смысле слова покупали у Рима. Египет не имел достаточно сильной армии, чтобы сражаться с римской, и мог лишь выкупить свою независимость (в Риме еще ходили легенды о несметных египетских сокровищах), а также проявить лояльность к римской политике, поставляя свой флот и войска римским полководцам.
Трудно сказать, что руководило действиями царицы – великая любовь или трезвый расчет; скорее верно последнее. Однако она проявила себя очень мудрым и тонким политиком, сделав ставку на двух величайших людей своего времени – сначала на Гая Юлия Цезаря, а затем на Марка Антония. Рим в это время переживал трудный переход от республики к империи, сопровождавшийся борьбой в сенате и между консулами. Этим и воспользовалась царица, чтобы отвоевать независимость Египта.
В самом Египте также было неспокойно, и Клеопатре приходилось вести жесточайшую борьбу за египетский трон со своими братьями и младшей сестрой. Согласно египетским законам, Клеопатра не могла править одна – ее соправителями были младшие братья. Знакомство с Цезарем произошло в тот момент, когда старший из братьев, Птолемей XIII, изгнал царицу и она собирала в Сирии оппозиционные войска, чтобы вернуть себе египетский трон.
Когда произошла встреча Цезаря с Клеопатрой, ей было немногим больше 20 лет, а Цезарю – за 50, и он слыл величайшим человеком своего времени. По-видимому, его чувства к молодой женщине были действительно сильными. Историки свидетельствуют, что в то время, когда для Цезаря был дорог каждый день (как раз в это время он вел борьбу за единовластие в Риме), он позволил себе несколько месяцев провести с Клеопатрой в Египте, путешествуя к верховьям Нила, а позже пригласил египетскую царицу в Рим, где она жила на его вилле. Диктатор вынашивал планы стать владыкой Рима, а своей супругой и соправительницей сделать Клеопатру, потомка истинных древних царей. Кстати, столь очаровавшая его молодая женщина была не только привлекательна, но и очень образована для своего времени, она легко изъяснялась на многих языках (при том, что большинство греков в Александрии не знали даже египетского) и безусловно была отличным психологом. Если бы планы диктатора удались, вопрос о суверенитете Египта и царской власти для Клеопатры не стоял бы; более того, Египет мог бы стать культурным центром огромного римского государства.
Вместе с тем Цезарь не собирался разводиться с Кальпурнией, своей римской женой. Ходили слухи, что у него уже был готов проект закона, согласно которому ему – властелину мировой монархии – позволялось брать для рождения наследников сколько угодно жен. Благодаря этому закону он мог бы усыновить своего ребенка от Клеопатры (который вскоре станет Птолемеем XV Цезарем, соправителем матери).
Однако мартовские иды 44 года до н.э. с убийством великого Цезаря положили конец надеждам царицы. Тогда выбор Клеопатры пал на Марка Антония, лучшего по тем временам римского полководца. После смерти Цезаря власть в Риме разделили два его «наследника»: Октавиан взял под свое управление запад, а Марк Антоний – восток. Надо отметить, что Марк Антоний, судя по описаниям, был человеком простым, грубоватым, любителем выпить и покутить, из-за чего на востоке его окрестили Дионисом. Воспользовавшись этим, Клеопатра сумела представить свой визит к наместнику Востока так, что прошел слух, будто «сама Афродита шествует к Дионису на благо Азии».
Этот союз был выгоден и Антонию, и Клеопатре. Антонию в его борьбе за власть в Риме необходимы были египетские богатства, а для Клеопатры это был еще один шанс стать правительницей римского государства. Среди историков даже бытуют версии, что в случае победы Антония и Клеопатры не Рим, а Александрия могла бы стать центром огромной монархии (или это была бы империя – кто знает, как повернулся бы тогда ход истории?).
Прославившийся на весь мир роман полководца и царицы, собственно, и послужил источником последующих сплетен. Безусловно, здесь не было благородства и возвышенности, отличавших отношения Клеопатры и Юлия Цезаря. Но царица, прекрасно понимавшая человеческую натуру, не могла не видеть культурного уровня и интересов своего возлюбленного и охотно подыгрывала ему. Историки упоминают и пышные пиры, в которых проводила время царственная чета (кстати, миф о растворенной в уксусе и выпитой жемчужине – более позднего происхождения), и царские забавы, вроде прогулок в одежде простолюдинов по ночному городу.
Роман Антония и Клеопатры продолжался почти 14 лет и мог бы иметь счастливое завершение, однако судьба распорядилась иначе. Ослепленный любовью триумвир совершил ряд опрометчивых шагов, раздарив своей египетской супруге и детям (сыну Цезаря и их собственным детям, Александру-Гелиосу и Клеопатре-Селене) большую часть римских владений на Востоке. Октавиан, который уже давно искал повод объявить Египту (и Клеопатре с Антонием) войну, обнародовал в сенате завещание Марка Антония, где римский гражданин и полководец просил похоронить себя в Египте, рядом с царицей, называл своим наследником сына Клеопатры от Юлия Цезаря и признавал за Клеопатрой не только Египет, но и многие другие владения, которыми он ее наделил. Это завещание было подобно разорвавшейся бомбе. Сенат разрешил Октавиану начать военные действия, но, поскольку гражданская война в Риме была очень непопулярна, войну объявили Клеопатре.
Трагическое окончание этой истории нам хорошо известно. После смерти Марка Антония Клеопатра покончила с собой, чтобы избежать позора быть проведенной в триумфе, прикованной к колеснице победителя. А может быть, и потому, что прекрасно понимала: со смертью Марка Антония судьба ее и Египта предрешена

+2

3

Нефертити.
http://i043.radikal.ru/1109/5a/37bc879bc73e.jpg

Царица древнего Египта, жена Аменхотепа IV, который более известен, как Эхнатон. Пожалуй, Эхнатон и Нефертити являются самыми узнаваемыми брендами древнего Египта. Царица Нефертити правила 33 века назад и в официальных хрониках, дошедших до наших дней, о ней говорится мало. Известной она стала благодаря работе скульптора Тутмеса, который выполнил бюст Нифертити, ставший всем известным в 1912 году.
В начале 20 века немецкие археологи обнаружили фреску, на которой была изображена голова Нефертите. Поняв, какую ценность они обнаружили, археологи тайно вывезли изображение царицы Египта в Германию. Когда это сокровище было обнаружено, разразился громкий скандал, в результате которого немецкие археологи на несколько лет утратили возможность работать в Египте.
Но риск себя оправдал: древнеегипетская царица Нефертити стала обретать невероятную популярность. Ее именем называли духи, по всему миру появились такие объекты, как салон Нефертити, магазин Нефертити, духи Нефертити и т.д. И мужчины и женщины боготворили этот бренд, египетская царица стала одним из самых узнаваемых символов античности. В чем секрет Нифертити, ведь ее социальный статус был весьма невысок. Фараон Эхнатон и Нефертити – это не семейная пара в современном понимании. Правитель Египта имел огромный гарем, в котором Нифертити была всего лишь одной из жен.
Но со временем сердце фараона Эхнатона было покорено единственной женщиной. Ею и стала Нифертити. Со временем фараон совсем забросил свой гарем и возвысил свою жену вопреки традициям Египетского общества. Нефертити присутствовала на дипломатических приемах, участвовала в инспектировании войск, ее каменные изваяния находились во многих городах Египта. Едва ли можно предположить, что царица Нефертити достигла всего этого только благодаря своей красоте и искусству любви. Очевидно, она обладала проницательным умом и огромной силой воли.
Но в личной жизни Нефертите не всегда везло. Она родила мужу 6 дочерей и ни одного сына. В конце концов Эхнатон решил уйти к другой жене из своего гарема. Но та оказалась слишком глупой, чтобы занять место мудрой Нифертити. Тогда царица Египта предложила мужу взять в жены из собственную дочь – такая ситуация была не редкость для того времени. Нифертити даже обучила юную девочку любовным хитростям. Однако, через 3 года фараон Эхнатон умер. На трон взошел Тутанхамон, а Нифертити впала в опалу. Она дожила свои дни в городе, который ее муж построил как новую столицу Египта. После смерти великая царица была похоронена в гробнице Эхнатона.

+1

4

Сапфо
http://s011.radikal.ru/i318/1109/f3/fea65a4a03a6.jpg

Эта античная поэтесса жила в 6 веке до н.э. на острове Лесбос. Сапфо руководила коллективом женщин, которых она обучала песням, танцам и написанию стихов. В творчестве Сафо красной нитью проходит тема женской красоты. Сапфо оставила свой след в мировой поэзии – ее именем назван определенный стиль стихотворной строфы. Сафо справедливо называют королевой поэзии. Великая поэтесса на века вперед обозначила рамки поэтического стиля. Великий мыслитель Платон сравнивал Сапфо с музой.
Особенности биографии поэтессы до конца неясны. Даже о ее внешности истории спорят до сих пор. Некоторые считают, что Сапфо была божественно красивой женщиной. Другие, напротив, утверждают, что она была невысокого роста и чрезмерно смуглокожей. Достоверно известно, что Сафо родилась на острове Лесбос в семье преуспевающего торговца. В раннем детстве она с братьями бежала с острова, так как там начались гражданские беспорядки.
Сапфо прошла обучение в школе, где готовили гетер. Там она получила навыки культуры и проявила способности к поэзии. Она покоряла слушателей не только текстами стихов, но и чувственным исполнением. Современники восторгались талантом Сафо. Гораций, Страбон, Катулла – эти люди при жизни причислили ее к классикам. Философ Сократ назвал Сапфо своей наставницей. Поэтесса завоевала популярность слушателей благодаря тому, что в ее стихах звучала обнаженная страсть, чувства, которые пленяли любителей поэзии.
Сапфо была великой любовницей. От своего первого мужа она родила девочку, которой посвятила многие великолепные стихи. Но и муж, и дочь вскоре умерли. Сафо бросилась в омут лесбийской любви. В доме поэтессы поселились женщины, с которыми она разделяла свою любовь. Высокая поэзия смешивалась с плотскими утехами, иногда порождая химеры. Ревность и предательство, любовь и ненависть, все это смешалось в доме Сапфо. Так не могло продолжаться слишком долго и в конце концов Сафо бросилась со скалы в море.

+1

5

Гай Юлий Цезарь
http://s012.radikal.ru/i320/1109/26/51f9aa070eed.jpg

Если перечислить всех представителей династии Юлиев – Клавдиев, то имя именно Гай Юлий Цезарь будет «наиболее популярен». Действительно, очень многие слышали имя этого человека, и именно с ним связано представление о римской империи.
Но как бы не обожествляли его современники, он был обычным человеком, хоть и знатного происхождения (из старинного патрицианского рода). И жизненный путь его не был лишен неудач и даже поражений.
Чтобы занять в те времена какую-либо высокую должность, сделать карьеру, необходимо было выполнение определенных условий. Так, чтобы стать «Жрецом Юпитера», необходимо не только принадлежать патрицианскому роду, но происходить из такой семьи, в которой брак происходил в соответствии с особым и древним религиозным обрядом, называвшимся confarreo, фактически исключавшем расторжение брака. Таким образом, карьера жреца у Цезаря не удалась.
Цезарь пошел по пути полководца. Следует заметить, что необходимой предпосылкой общественно-политической карьеры была военная служба. Во время службы при штабе пропретора Квинта Минуция Терма за проявленную храбрость Цезарь награждается дубовым венком, позднее становится консулом. Так начинается противостояние Цезаря и сената.
В дальнейшем была проведена гражданская война, в результате которой Цезарь стал правителем всей Италии. Перед Цезарем встала задача налаживания функционирования государственного аппарата, проведения гражданско-правовой политики и т.д. Сюда относятся и закон об увеличении числа магистратов, и закон о провинциях, и огромные масштабы распространения гражданских прав. Власть Цезарь пытался удержать прежде всего с помощью удовлетворения требований армии (что вполне логично, ведь армия в те времена играла главную роль в приобретении власти) и раздаче гражданских прав как можно большему количеству населения (гражданские права предоставлялись как отдельным общинам, так и целым провинциям).
И всё-таки как население, так и «республиканцы» стали недовольны политикой Цезаря, впоследствии было задумано и успешно реализовано покушение на жизнь Цезаря. Самое интересное в этом событии то, что в числе заговорщиков большую часть составляли именно те люди, которые до недавнего времени считались сторонниками Цезаря.
Этим событием закончилась как жизнь Цезаря, занявшего, безусловно, важнейшее место в мировой истории, так и вся «цезарианская» система.

0

6

Октавиан Август
http://s012.radikal.ru/i321/1109/fc/2c904216cfb8.jpg

Август (Гай Октавий) (31 г. до н.э. — 14 г. н.э.) - первый римский император (принцепс). О сущности созданного им политического режима — принципата – до сих пор спорят историки. Как бы то ни было с правления Августа начинается новый исторический период – период империи.
Октавиан родился в 63 г. до н.э. в состоятельной семье в г. Велитры, расположенном юго-восточнее Рима. При рождении он получил имя Гай Октавий. Его отец стал первым в семье сенатором и дослужился до чина претора. После смерти отца воспитанием Октавиана занималась его вдова — племянница Юлия Цезаря. Именно Цезарь побудил будущего императора подумать о политической карьере в Риме. В 45 г. до н.э. Октавиан участвовал в испанской кампании Цезаря. Вскоре после этого Октавиан направляется в Апполонию, в Эпир, в 44 г. до н.э. узнает об убийстве Цезаря. В своем завещании Цезарь посмертно усыновил Октавиана и сделал его своим главным наследником.
Именно это послужило основанием для начала борьбы с Антонием. Однако после победы над Антонием в 43 г. до н.э. при Мутине (Северная Италия) Октавиан был вынужден заключить союз с ним и Лепидом — второй триумвират — для борьбы с убийцами Цезаря. Когда в начале 42 г. до н.э. Цезарь был признан римским государственным божеством, Октавиан стал «сыном божьим». Вскоре после этого, в 42 г. до н.э., триумвиры одержали победу над войсками  Брута и Кассия при Филиппах (Македония). При разделе Империи, согласно заключенному в Брундизии (совр. Бриндизи) договору, Август получил западную часть государства, Антоний — восточную, Лепид — африканские провинции.
В Италии было неспокойно. В Сицилии и Сардинии господствовал сын Помпея Секст. В 37 г. триумвиры продлевают свое соглашение еще на пять лет, а в 36 г. до н.э. Октавиан одерживает победу над Секстом Помпеем. Талантливый военачальник Октавиана Агриппа разбил флот Секста Помпея у мыса Навлох на Сицилии. В то же самое время Лепид предпринял попытку ослабить влияние Октавиана на западе. Однако Октавиан лишил его армии, снял полномочия триумвира и отправил в продолжительное изгнание
После отстранения от власти Лепида Август начал ожесточенную борьбу против Антония. В 32 г. до н.э. истек срок, на который был заключен триумвират, и Октавиан заявил, что не видит необходимости в его продлении. Антоний был лишен всех должностей и званий, а его союзнице, египетской царице Клеопатре, объявлена война. Антоний и Клеопатра разместили свои морские и сухопутные войска на западном побережье Греции. 2 сентября 31 г. до н.э. состоялась битва при Акции. Антоний и Клеопатра, потерпевшие поражение, с частью оставшихся кораблей пробились в открытое море и бежали в Египет. В следующем году, когда Октавиан вторгся в Египет, Антоний и Клеопатра покончили с собой. Октавиан присоединил Египет к Империи и управлял этой страной с помощью наместников. Захват казны Клеопатры дал ему возможность заплатить жалование солдатам и оказать другие благодеяния. Постепенно Октавиан сократил количество своих легионов с шестидесяти до двадцати восьми (примерно сто пятьдесят тысяч солдат). Все легионы и вспомогательные отряды были размещены за пределами Италии, которая превращалась теперь в демилитаризованную зону.
После победы в морском сражении при Акции в 31 г. до н.э. Август стал единоличным римским властителем. Сенаторы приветствовали прекращение гражданских войн, но Октавиан понимал, что сенат будет поддерживать его только в том случае, если он попытается возродить республиканские традиции. Поэтому в 27 г. до н.э. Октавиан заявил, что он «передал государство в полное распоряжение сената и народа». Тогда же состоялись заседания сената, на которых Августу передавалась сроком на десять лет проконсульская власть во всех провинциях, нуждающихся в военной защите. Провинции были разделены на сенатские и императорские. В последних были сконцентрированы основные римские войска. Тем самым Август получил в командование большую часть римской армии. 16 января 27 г. до н.э. его удостоили почетным титулом Августа. В июле того же Августу была пожизненно передана власть трибуна; его проконсульская власть была распространена на Рим, и ему были подчинены провинциальные наместники. Таким образом, была создана государственно-правовая основа власти первого принцепса и всех его преемников, опиравшаяся на два столпа: империй (с 19 г. до н.э.) и трибунскую власть. Власть императора поддерживалась авторитетом исполняемых им сакральных функций. Август был обожествлен при жизни как «сын причисленного к лику богов Цезаря». Кроме того, он являлся Верховным жрецом и Отцом отечества.
Императора и его время прославляли в своих произведениях Гораций, Проперций и Вергилий; Ливий написал римскую историю; ученый Гигин стал главой основанной на Палатинском холме библиотеки. В Риме были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения: императорский дворец и форум, солнечные часы, алтарь Мира Августа, мавзолей на Марсовом поле и другие. Построенные в Италии и провинциях дороги, водопроводы, храмы, библиотеки, дома собраний и школы наряду с основанием новых городов и расширением гражданских прав способствовали распространению римской культуры и цивилизации. Внешняя политика Августа была направлена на укрепление римского могущества при отказе от новых завоеваний. Пиренейский полуостров и Галлия окончательно стали римскими провинциями, была укреплена граница по Рейну, северная граница Италии была укреплена покорением альпийских народов и завоеванием Паннонии.
Умер Август на семьдесят шестом году жизни 19 августа 14 г. в Ноле. Месяц его смерти был назван «августом». Преемником Августа стал усыновленный им в 4 г. Тиберий Клавдий Нерон, сын его третьей жены Ливии от ее первого брака.

+1

7

Цинь Шихуанди
http://s60.radikal.ru/i168/1109/7a/5277fc9fc17c.jpg

Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н.э.) – один из наиболее известных правителей царства Цинь, на практике применивший идеи легизма (см. биографию Шан Яна). В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому за 17 лет непрерывных войн удалось победить всех своих соперников и объединить Китай. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство — Ци на Шаньдунском полуострове, а Ин Чжэн стал правителем объединенного Китая. После этого он принимает новый титул — хуанди («император»), став Цинь Шихуанди («Первым императором династии Цинь»). Прежняя столица царства Цинь, г.Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.
Цинь Шихуанди не ограничился покорением соседних царств и продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Для обороны северных рубежей от набегов кочевников-сюнну в 214 г. до н.э. Цинь Шихуанди начал перестройку уже существовавшего пограничного укрепления в Великую Китайскую стену. В строительных работах должно было участвовать все население от 23 до 56 лет, в том числе осужденные и рабы. Великая Китайская стена протяженностью почти в 4 тыс. км. была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб.
Цинь Шихуанди предпринял завоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме. Ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу и уровню общественного развития регионы.
Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав сильную централизованную военно-бюрократическую империю во главе с единовластным монархом. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями. Унификация мер и весов, а также монетная реформа, изъявшая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к быстрому росту товарно-денежных отношений. Унифицирована и упрощена была иероглифическая письменность, стандартизовано делопроизводство. 
Цинь Шихуанди провел важную административную реформу: разделил территорию страны на административные округа, управляемые чиновниками, назначенными непосредственно императором. Империя была разбита на 40 территориально - административных областей, а области – на округа (сяни) без учета прежних политических и этнических границ. Населению запрещалось называть себя вэйцами, яньцами, цинцами и пр. Законом было утверждено единое для всех полноправных свободных гражданское наименование «черноголовые» (цяньшоу). Были введены единое писаное законодательство, единая система чиновничества, установлен надзор за деятельностью всего административного аппарата сверху донизу, подчиненный лично самому императору. Чтобы предотвратить опасность сосредоточения власти в руках местных аристократов, им было предписано жить в столице, вдали от своих владений. Таким образом, легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.
В 216 г. Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший «черноголовым» срочно доложить о наличной земельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от налогов и повинностей разыскивали и ссылали на окраины колонизовать новые земли.
Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки покушения на Цинь Шихуанди. После чего император, страдая манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он находится в данную ночь. Однако в 210 г. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался.
После его смерти в стране вспыхнули массовые восстания, причина которых коренилась в жестокости его режима, и через пять лет после кончины первого императора династия Цинь прекратила свое существование. О могуществе Цинь Шихуанди наиболее ярко свидетельствует его гробница, обнаруженная в 1974 г. археологами. Вечный покой императора охраняли 6000 керамических фигур воинов, коней, боевых колесниц, выполненных в натуральную величину.

+1

8

Константин
http://s016.radikal.ru/i335/1109/d6/12d277648e52.jpg

Пример Марка Аврелия показывает, что мудрый правитель-философ способен достойно пройти свой жизненный путь и руководить государством. Однако это еще не является гарантией славного будущего страны под властью его преемника. Возможно, причина в том, что всякий крупный мыслитель, очень пристально вглядываясь в глубины собственной души, не всегда обращает должное внимание на своих близких, а стремясь познать настоящее, мало задумывается о будущем.Верно сказал Марк Аврелий: "Не все же разглагольствовать, каким должен быть хороший человек, пора и стать им". Для себя эту непростую задачу он выполнил, но сына своего не смог воспитать соответствующим образом. И с той поры Римская империя стала клониться к закату, а разложение ее начиналось с верхних привилегированных слоев.
Конечно, кризис великой империи - процесс сложный и комплексный. Его нельзя свести к разложению правящей верхушки или крушению идеологических основ общества под воздействием христианства. Например, известный британский историк А.Дж. Тойнби полагал, что "римские пролетарии", считаясь свободными гражданами, не имея и небольшого земельного надела, должны были идти на войну и умирать во благо знатных и богатых сограждан. "Это был весьма благодатный материал для социальных взрывов".
Однако не менее важно и то, что необходимость держать в подчинении многие народы и страны, а также отбивать нападения агрессивных соседей делали Рим военизированной державой. Она держалась главным образом за счет армии, которая в конце концов и стала господствовать. Но почему так получилось и почему в стране стало чрезмерно много обездоленных бедствующих "пролетариев"? Тем более что в Рим стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств...
Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв.
В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это - при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, экологический кризис.
Экономика державы базировалась на ограблении покоренных и зависимых стран: складывалась цивилизация не производства, а потребления. Опора на армию вела к тому, что крупные военачальники объявляли себя императорами и враждовали между собой. С 211 по 284 год 20 римских императоров были убиты. К началу IV века империя стала не только разлагаться внутренне, но и распадаться на части. Процесс этот задержал Диоклетиан, талантливый полководец, ставший императором в 284 году. Он укрепил местные органы власти и разделил империю на Западную и Восточную. Однако как только в 305 году он отошел от дел, завершая жизнь на своей роскошной вилле, в стране началась борьба за власть. Победил сын правителя западной половины империи Констанция Хлора - Константин, которого после внезапной смерти отца в 306 году британские легионы провозгласили цезарем. Претендентом на власть в империи был Максенций, управлявший Италией. Решающее сражение между ними произошло под Римом в 312 году.
Согласно христианскому преданию, в решающий момент сражения Константин увидел знамение: крест с надписью "Сим победишь". Поведя свои легионы в атаку, он разбил противника. Максенций утонул в Тибре. Трудно поверить в то, что Константина благословил на победу христианский крест, ибо в то время будущий император не был христианином, хотя и не относился к этой религии враждебно. Победу проще объяснить тем, что в распоряжении Константина было хорошо обученное и закаленное в боях войско, а сам он, несмотря на молодость, был отличным полководцем и, вдобавок, обладал большой физической силой.
Торжественно войдя в Рим (впереди на копье несли голову Максенция), Константин одним из первых своих распоряжений освободил христианских священников от податей и повинностей, взяв их на государственное содержание.
Тем самым еще недавно гонимая религия обрела все права наравне с другими, принятыми в государстве культами. Владея центральной и западной частью Римской империи (восточной правил Ликиний), Константин в 324 году двинул свою армию на Восток. Ликиний выступил ему навстречу, но в сражении был разбит и бежал в укрепленную крепость Византий у Босфорского пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря. Затем он сдался в плен, Константин отправил его в ссылку, а вскоре велел умертвить как заговорщика, став единовластным правителем всей великой Римской империи...
Впрочем, римской она оставалась только по названию. Столицу Константин решил перенести из этого города в Византий - старинную греческую колонию. То было поистине судьбоносное решение, причины которого не вполне понятны. Мог ли Константин предвидеть, что Риму суждено будет пасть под напором варварских племен и хранителем античной культуры на несколько веков станет эта новая столица империи? Что именно ей суждено будет превратиться в первый мощный бастион христианства?
Возможно, к тому времени Рим переживал период упадка, оброс пригородами, а окрестные территории были частично опустынены, реки обмелели. Кроме того, Италия постоянно находилась перед растущей угрозой вторжения с севера варваров. Наконец, Константин, все более склонявшийся к христианству, мог иметь в виду основать новую столицу под сенью креста (хотя и не порывая окончательно с языческими культами).
Так или иначе, решение было принято, началось строительство дворцов и храмов, а также новых крепостных сооружений Византия, который в мае 330 года был освящен под именем Константинополь. Сюда было свезено множество замечательных памятников античного искусства: город стал хранителем эллинских традиций в искусстве, литературе, архитектуре и в то же время превратился в первый мощный оплот христианства.
Так вот, Константина с полным основанием можно считать гением одного решения, ибо оно стало одним из очень немногих деяний, которое предопределило развитие всей мировой цивилизации. Перенеся столицу на окраину империи, он основал центр античной, а не только христианской культуры там, где не так сильно сказывалось духовное разложение римского общества.
Трудно сказать, насколько хорошо понимал и учитывал все это Константин, но выбор его оказался важным не только для христианства как государственной религии, определившей главные черты европейского Средневековья, но и для завершившей этот период эпохи Возрождения, ассимиляции античной культуры, хранительницей которой на многие века стала Византия. Отсюда православие перешло к восточным славянам и стало одной из наиболее надежных опор Киевской Руси, Московского княжества и, наконец, Российской империи.
Что же касается самого Константина Великого, то приходится признать, что он, в отличие от своей матери Елены, причисленной к лику святых, не был исполнен христианских добродетелей, порой был неоправданно жесток и коварен, а также непоследователен в вопросах веры.
Действительно, он был прежде всего государственным деятелем и полководцем, для которого духовная жизнь - и личная, и общественная - подчинялась требованиям державным, необходимости укреплять власть правителей. Византийская империя воплотила в себе синтез греческой культуры, римского права и государственного устройства, христианской религии. То же в разных пропорциях стало с той поры присуще все большему числу европейских стран.

0

9

Карл великий
http://s49.radikal.ru/i124/1109/d6/df342ab291ba.jpg

Появление его империи, как всегда в истории, было предопределено (во всяком случае, при ретроспективном взгляде) делами по меньшей мере двух его предшественников. Первым был Карл Мартелл (ок. 688-741) - сын майордома (герцога) одной из трех крупных франкских провинций Автразии Пипина II Геристальского, который распространил свое влияние на два других майордома. Карл уделял большое внимание организации своей сравнительно небольшой армии. По традиции германских племен, франки отдавали предпочтение пехоте, но он постарался создать и хорошую конницу. Главную ударную силу составляли тяжело вооруженные рыцари. Со своей армией Карл разбил поочередно саксов, фризов, аллеманов, баваров, сделав их своими данниками. Получил прозвище Мартелл (Молот). В 732 году испанские арабы вторглись в Галлию, двигаясь к Парижу. Карл Мартелл выступил им навстречу. Решающая битва у города Пуатье продолжалась 3 дня. Арабы потерпели поражение и отступили, оставив победителям богатый обоз. Через 5 лет они вновь попытались захватить владения франков и опять были разбиты Молотом-Мартеллом. Он стал основателем королевской династии Каролингов.
Пипин III (ок. 710-768), сын Карла Мартелла, унаследовал его владения. (Он отличался физической силой, и, по-видимому, его прозвище "Короткий" точнее перевести как "Коренастый".) Франкская знать на собрании в г. Суассоне в 751 году провозгласила его королем. Низвергнутого безвластного короля Хильдерика III Меровинга заточили в монастырь. Установив союз с папой римским, благословившим эти перемены, Пипин III разбил армию лангобардов и содействовал созданию папского государства в Италии.
Оно просуществовало до нашего времени, хотя и сократилось до размеров Ватикана.
После смерти короля Пипина III трон перешел к его сыну Карлу, получившему неплохое образование. Он говорил на нескольких языках, был красноречив, интересовался науками, однако "искусством письма" владел значительно слабей, чем оружием. Его отличали незаурядная физическая сила, храбрость, простота в общении и одежде. Он лично участвовал в 50 походах.
Когда он принял власть, заявили о самостоятельности вожди многих германских племен. Карл жестоко подавил эти восстания. Он окончательно разгромил лангобардов в Италии. Поход Карла Великого против Испанского халифата был успешным лишь отчасти. Дойдя до Сарагосы, Карл вынужден был отступить. В предгорьях Пиренеи погиб в сражении арьергард его войска во главе с маркграфом Роландом. Но все-таки Карл отвоевал северо-восточную часть Испании с Барселоной. Раздвигая границы своей империи на восток, он покорил почти все германские племенами потеснил славян; разгромил совместно со славянами Аварский каганат в долине Дуная.
Создав огромную державу Карл Великий позаботился о возрождении духовной культуры по примеру Римской империи, учредил Академию (эту эпоху называют "Каролингским возрождением"), установил дипломатические отношения с другими государями, в частности, с арабским халифом Гаруном аль-Рашидом, приславшим ему в дар живого слона и ключи от Иерусалима.
Укреплял свое государство Карл Великий не только силой армии, но и распространяя христианство и просвещение среди полудиких германских племен. В этом ему помогал монах миссионер из Англии, позже возведенный в сан епископа под именем Бонифаций.
Могущество монархии удалось укрепить, отняв у многих землевладельцев имения, поделив их между монастырями и своими верными вассалами, а значительную часть оставив себе. Язычников он карал немилосердно, уничтожая их древние святыни. Под его властью находилась огромная территория (Франция, Бельгия, Голландия, Швейцария, Западная и Южная Германия, северо-восточная Испания, почти вся Италия).
В Рождество 25 декабря 800 года папа римский Лев III короновал Карла Великого императором и августом. Карл стал 69-м правителем Римской империи со времен Августа Октавиана. Еще раньше, в 799 году, папу обвинили в разврате, клятвопреступлениях, корыстолюбии, избили (хотели даже ослепить) и изгнали из Рима. Престол ему вернул Карл Великий, став его покровителем. Более того, Карл потребовал от папы покаяния. Так что, можно сказать, император получил корону от своего зависимого должника. Тем не менее существование великой державы было бесспорным.
Еще раньше Карл Великий провел административную реформу, установившую монархию, которая управлялась королем, дворцовым судом и канцеляриями во главе с канцлером. Ставленники монарха контролировали деятельность местных графов.
Важнейшим мероприятием Карла Великого стало распространение просвещения - главным образом через монастырские школы - и возрождение античной культуры (в значительной мере заимствованной у Византии). При дворе организовалось ученое сообщество из представителей разных народов: писатель англосакс Алькуин, поэт визигот Теодульф, историк лангобард Павел Диакон, архитектор, живописец и механик франк Эйнгард и другие. Собираясь у государя, эти люди изощрялись в риторике и остроумии, читали свои сочинения, вели философские беседы.
Употребляли латинский язык, предпочитая образные выражения и аллегории. Один из поэтов того времени писал: "Вот возобновляются времена, воскресает жизнь древних, возрождается то, чем сиял Рим".
Однако при всех талантах Карла Великого как полководца и государственного деятеля ему не удалось разжечь зарево Возрождения - эпохи бурного брожения мысли, устойчивого обновления культуры. Даже выдающаяся личность не может резко изменить развитие общества. В те времена гигантская империя напоминала лоскутное одеяло; состояла из слишком разнородных и не объединенных единой идеологией и культурой частей. Самого монарха, правда в шутку, мы бы теперь назвали "бомжем", не имеющим определенного места жительства человеком. Он вынужден был кочевать со своим двором из одного поместья в другое, чтобы прокормить свою обширную свиту, охрану, чиновников и держать под контролем страну (главная его резиденция была в Ахене).
"Правление Карла блеснуло недолгим светом, - сделал вывод Р.Ю. Виппер. - Соединить в одно целое и удержать под одной властью в течение 40 лет такую обширную империю удалось отчасти при помощи искусных приемов римского управления, которые сохранились в Византии и передались на Запад через посредство церкви. Однако сеньеры и магнаты не хотели служить послушными орудиями верховной власти, каковыми были византийские стратеги, командиры и чиновники. О подчинении государству в империи Карла не было и речи. Малые и простые повиновались сильным и богатым; все служили только определенным лицам. Сам император Карл производил наибольшее обаяние и увлекал массы; его смертью все кончилось, его счастливые качества уже не передались наследникам его титула.
Но молва о великом монархе, воителе и правителе стала ходить в сказаниях. Через 70 лет после его смерти монах Сан-Галленской обители (у Боденского озера в Швейцарии) собрал различные рассказы, где Карл выступает глубоко мудрым правителем, способным открыть неправду и читать в сердцах людей. Военное предание изображает его "железным Карлом", от появления его войск дрожит земля... Прозвание Великого слилось у французов в одно с его именем, а у соседних славян его имя стало нарицательным (краль, король - не что иное, как Карл)".
Странным образом в разных странах, у разных народов во все эпохи складывался культ некоторых личностей, переходящий после смерти этих людей в демонизацию или едва ли не обоготворение. Чем это вызвано? Причудами массового сознания, склонного к мифологизации действительности? Преклонением перед героями?! Стремлением представить гениев сверхчеловеками, наделенными необычайными качествами? Надеждами на возвращение героических эпох?
Казалось бы, да какая разница? Может, люди просто склонны развлекаться красочными преданиями, анекдотами, ужастиками, побасенками. Ничего особенного...
И все-таки есть, пожалуй, в этом немалый смысл. Ныне живущим предлагается ориентироваться на выдающихся представителей рода человеческого, верить в сверхобычные возможности личности, способной на великие дела. И если культ героев и великих людей угасает, а их образы тускнеют и опошляются, значит такой народ пребывает в духовном упадке.

0

10

Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.)
http://s014.radikal.ru/i328/1109/88/b4270e420ad2.gif

Гесиод - древнегреческий поэт и рапсод (исполнитель своих произведений). Родился в селении Киме в Эолиде (Малая
Азия). Вскоре его отец, обедневший торговец, вынужден был переселиться в Беотию. Пришлось заняться сельским хозяйством
в селении Аскра близ знаменитой горы Геликон. По легенде в юности Гесиод пас скот. Вдруг ему явились геликонские
музы — они и внушили ему поэтический дар. Имя поэта производят от глагола «наслаждаться» или, по другой трактовке, «производить звуки, петь, воспевать». Гесиод становится профессиональным рапсодом. Он выступает как пророк, призванный музами вещать истину. Произведения Гесиода в первую очередь дидактичны, т. е. нравоучительны.
Наиболее известное и значительное произведение Гесиода - назидательная поэма «Труды и дни». Она написана в форме увещеваний, обращенных к брату поэта Персу. Братья ведут тяжбу о наследстве, Гесиод советует разорившемуся братцу не отбивать чужой кусок, а добиться достатка трудом. Повествователя отличает мировоззрение крестьянина. Он
осуждает «царей-дароядцев» за безделье, взяточничество, неправедный суд. Достается и женщинам — за их легкомыслие и мотовство. Герой Гесиода обретает счастье в упорном труде над обработкой своего участка земли, хотя и допускает мысль, что
в крайнем случае можно пуститься за наживой в дальнее плавание. Гесиоду близок миф о непрерывном ухудшении человеческой
жизни и морали — от «золотого» века до «железного». Крестьянину остается только уповать на справедливость Зевса. Но главное, рапсод уверен, что человеческое достоинство, его внутренний мир и достаток будут спасены трудом.
Гесиод старательно описывает работы земледельца, труд мореплавателя и важные приметы, связанные с различными днями месяца. Это представляет большой интерес не только для литературоведов, но и для историков.
Интересно, что греческие рапсоды были безымянны— Гесиод первым определил себя как индивидуальность
и называл свое имя. В поэме «Происхождение богов» («Теогония») Гесиод пытается систематизировать разноречивые эпические сказания о богах, создать единое генеалогическое древо, а также дать историю происхождения мира.
Повествование начинается от предвечного хаоса, земли и эрота. Автор показывает нам несколько поколений богов, заканчивая Зевсом и его потомством.
...Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим...

0

11

Гиппократ
http://kumir.pp.ua/uploads/images/3/7/a/7/1/fa3653fe4c.gif

Гиппократ (в буквальном переводе «укротитель коней») родился на острове Кос примерно в 460 году до нашей эры.
Более пятнадцати поколений предков Гиппократа были врачами. Основателем рода был легендарный врач Асклепий (Эскулап), который после смерти был объявлен богом врачевания.
В роду Асклепиадов все мужчины были врачами. Знания передавались от отца к сыну и от учителя к ученику. Гиппократ также получил свои первые знания по медицине от отца – врача Гераклита.
В античных источниках указано, что Гиппократу пришлось покинуть родной остров Кос из-за обвинения в поджоге.
Период основной деятельности Гиппократа один из древних биографов относит к периоду Пелопонесской войны – 431 – 404 годы до н.э. Известно, что Гиппократ на протяжении практически всей жизни был странствующим врачом. Он побывал в Египте, в Вавилоне, в Скифии. В своих путешествиях Гиппократ узнал множество врачебных секретов.
О семье Гиппократа известно лишь, что у него было два сына (Фессал и Дракон) и зять Полиб. Все они тоже были врачами.
В дошедший до нас «Гиппократов корпус» («Гиппократов сборник») входит около 70 произведений. Впрочем, далеко не все их них принадлежат перу Гиппократа. Существует даже мнение, что «Гиппократов корпус» - это скорее медицинская библиотека великого врачевателя. Тем не менее, существует ряд произведений, в отношении которых авторство Гиппократа не оспаривается. Это трактаты «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», «О древней медицине», «О суставах» и «О переломах», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела). Гиппократ создал также несколько работ педагогико-этического характера: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления».
Гиппократ был весьма известен среди своих современников. Платон упоминает его в двух своих диалогах – в «Протагоре» и «Федре», Аристотель называет «великим».
Гиппократ умер примерно в 370 году до нашей эры в Фессалии, на острове Ларисса. В Фессалии ему поставлен памятник.

0

12

Платон
http://www.sokrates.republika.pl/platon.jpg

Платон (настоящее имя Аристокл) родился в Афинах в 428 или 427 году до нашей эры.
Отец Аристокла, Аристон, происходил из рода последнего афинского царя Кодра и законодателя Солона.
Мать Аристокла, Периктиона, как и муж, происходила из рода Солона, была кузиной афинского тирана Крития. Платон был третьим сыном в семье. Прозвище Платон (что означает «широкоплечий») Аристокл получает от своего учителя гимнастики, Аристона из Аргоса.
Платон обучается грамоте у Дионисия, занимается также борьбой и живописью, сочиняет трагедии и песни, мечтает стать политиком. Его первым учителем философии становится последователь Гераклита Кратил. В целом Платон получает прекрасное для того времени образование.
В двадцатилетнем возрасте Платон знакомится с Сократом. Существует легенда, что в ночь перед встречей с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который потом высоко взлетел. После знакомства с Платоном Сократ воскликнул: «Вот мой лебедь!». Легенда основывается на том, что по древнегреческой мифологии лебедь – птица Аполлона. Платона позже неоднократно сравнивали с Аполлоном, как с богом гармонии… Платон является учеником Сократа 8 лет, до самой смерти учителя.
Платон в молодости интересуется политикой и готовится принимать самое серьезное участие в политической жизни Афин. Осуждение и казнь Сократа вызывают в нем глубокое разочарование в политике. Он сжигает все, что написал, и посвящает себя исключительно философии.
399 год до нашей эры – в возрасте примерно 28 лет, после смерти Сократа, Платон вместе с некоторыми другими учениками покидает Афины и отправляется в Мегары, где жил Эвклид – также последователь великого философа. В Мегарах Платон проводит более десяти лет, изредка выезжая в Египет и Кирен.
Примерно 388 год до нашей эры – Платон посещает Италию. Там он знакомится с последователем учения Пифагора Киреном.
В Сиракузах Платон встречается с тираном Дионисием. К тому времени к нему снова возвращается интерес к политике. Отношения с тираном быстро осложнились, зато в лице его племянника Диона Платон находит единомышленника. Платон мечтает сделать из Диона свого достойного ученика, а в будущем превратить его в «философа на троне». Возможно, это бы ему удалось. Но Платон оскорбляет Дионисия, заявив, что «не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью». За это Платон продан в рабство на Эгину. Из рабства его выкупает философ из Мегар Анникерид.
Все это время Платон активно занимается философией. К сочинениям этого периода относятся так называемые сократические диалоги («Лисид», «Гиппий большой», «Хармид», «Лахет», «Евтифрон» и др.). «Апология Сократа» и диалог «Критон» полностью посвящены воспоминаниям Платона о суде над его учителем.
Примерно 386 год до нашей эры – Платон возвращается в Афины. Здесь он открывает собственную философскую школу, которую называет Академия. Вход в Академию украшает надпись «Да не вступит сюда человек, не сведущий в геометрии!», так как Платон кладет в основу своего обучения метод математики. Новая философская школа пользуется популярностью, среди ее учеников был и Дион, племянник сиракузского тирана Дионисия.
Платон посвящает своей Академии 20 лет. Из этого периода его жизни сохранилось очень мало произведений. Сразу после основания Академии он пишет диалоги «Горгий» и «Протагор», в которых резко критикует софистическую риторику.
Примерно 370 год до нашей эры – Платон, не переставая интересоваться политикой, создает учение об эйдосах (идеях), которое выразилось в диалогах «Менон», «Пир», «Федр», «Федон». На основе эйдосов Платон разрабатывает утопию идеального государства («Государство»).
367 год до нашей эры – в Сиракузах умирает Дионисий, на престол вступает его сын, и Дион приглашает своего учителя в Сиракузы. Платон принимает приглашение и некоторое время воспитывает молодого правителя, прививая ему собственные политические взгляды. Однако вскоре наследник тирана (тоже Дионисий) ссорится с Дионом и изгоняет его. После этого Платон возвращается в Афины, но даже издалека постоянно стремится помирить своих учеников.
361 год до нашей эры – последнее путешествие Платона в Сиракузы. Ему не только не удается помирить царственных родственников, но и в какой-то момент он навлекает гнев нового тирана на себя.
360 год до нашей эры – Платону с трудом удается избежать расправы и вернуться в Афины. Он полностью посвящает себя чтению лекций и беседам с учениками в Академии.
В этот период Платон в своих сочинениях также занимается темой государства («Законы»), создает собственную космологическую мифологию («Тимей»).
367 год до нашей эры – в Академию Платона приходит Аристотель.
Около 358 года до нашей эры – Дион в Сиракузах поднимает против Дионисия II аристократический мятеж. Платон пишет Диону и его сторонникам ряд писем, в которых убеждает провести ряд политических реформ по собственному сценарию. Но Дион не прислушивается к советам своего учителя.
Около 347 года до нашей эры – Платон умирает в Афинах.

0

13

Сократ
http://www.heroes.ynnet.org/heroes/11.jpg

Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры.
Отец Сократа, Софроникс, был каменотесом и, вероятно, зажиточным человеком. Об этом свидетельствует тот факт, что спустя сорок лет его сын отправляется на войну как тяжеловооруженный воин (гоплит).
Мать Сократа, Фенарета, была повитухой. Сын-философ сравнивает ее искусство с философским методом майевтики – Сократ, как и мать, принимает роды, но не у жен, а у мужей, и роды души, а не тела.
Обучает Сократа Анаксагор из Клазомен, друг семьи, один из самых знаменитых в то время философов, обучавший также Перикла.
Примерно 440 год до нашей эры – в Афинах эпидемия чумы. Перикл приглашает в город жрицу храма Аполлона Диотиму из Мантинеи для свершения церемонии очищения столицы Эллады. Сократ также присутствует при церемонии. Диотима посвящает его в мистерии Эроса. Подробно об этом написано у Платона в диалоге «Пир».
433 год до нашей эры – начало Пелопонесской войны (воюют Афины и Спарта, позже в конфликт втягиваются все греческие государства). Сократ уходит на войну.
432 год до нашей эры – Сократ участвует в битве при Потидеи, где геройски спасает жизнь своему другу Алкивиаду.
422 год до нашей эры – Сократ участвует в битве при Амфиполе. Афиняне проигрывают эту битву, и им приходится отступать. По легенде, воин Сократ уходил назад, обратившись лицом к врагу.
О своем призвании быть философом Сократ узнает уже в зрелом возрасте от Дельфийского оракула. Один из друзей Сократа спросил: «Кто из эллинов самый мудрый?», на что оракул ответил: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». Сократ ответил на это: «Я знаю лишь, что ничего не знаю».
Сократ не оставил после себя никаких письменных работ. Он не записывает свои мысли, поскольку считает, что единственная сфера существования мудрости – живой диалог. О философских взглядах Сократа мы знаем благодаря его ученикам, в первую очередь Платону и Ксенофонту. Последние прославляют своего учителя уже после смерти. Сократ упоминается в комедиях Аристофана – эти упоминания были прижизненными, пародийными и саркастическими.
Уже пожилым человеком Сократ (возможно, второй раз в жизни) вступает в брак с Ксантиппой, женщиной, до сих пор известной благодаря своему сварливому характеру. Несмотря не это, в браке рождается трое детей.
406 – 405 годы до нашей эры – Сократ, до этого старавшийся не принимать участия в политической жизни Афин, становится членом афинского Совета пятисот. Судят полководцев, одержавших победу в битве у Аргинусских островов. Здесь Сократ отличается тем, что сначала с группой единомышленников, а потом и один, выступает против несправедливо вынесенного смертного приговора.
404 год до нашей эры – Сократ снова проявляет свою нетерпимость к произволу властей и несправедливости. Он отказывается подчиниться приказу Тридцати тиранов, только что пришедших к власти в Афинах, арестовать невиновного человека, которого правители посчитали своим врагом. Согласно собственным философским суждениям, Сократ безбоязненно критиковал всех властителей, кто был сторонником насилия и несправедливости.
399 год – суд Афин выносит Сократу смертный приговор. Его обвиняют в том, что он «придумывает новых богов» (Сократ считал, что существует лишь единый бог) и «развращает молодежь» (передает собственные суждения ученикам). Сократ не признает своей вины. По закону в течение 30 дней после вынесения приговора он должен находиться в тюрьме. Ученики пытаются вызволить его оттуда, готовят побег. Сократ отказывается бежать. По истечении положенного срока он выпивает чашу с ядом цикуты и тут же умирает в окружении своих учеников.

0

14

Пифагор
http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/ppifagor.jpg

Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры.
Отец Пифагора, Мнесарх, был ювелиром. Он был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее воспитание.
Мать Пифагора звали Пифазис. Это имя она получила от собственного мужа в честь Пифии, жрицы Аполлона. Пифия предсказала Мнесарху и его жене появление на свет сына, который превзойдет всех в уме и красоте. Сын также был назван в честь Пифии и посвящен родителями свету Аполлона.
Пифагор с ранних лет стремится узнать как можно больше. Он обучается в нескольких храмах Греции. Принято считать его первыми учителями Ферекида Сиросского и старца Гермодаманта. Первый прививает мальчику любовь к науке, второй – к поэзии Гомера.
Пифагор становится чемпионом одной из первых Олимпиад по кулачному бою.
Известно, что Пифагор посетил множество стран и учился у многих мыслителей того времени. Пифагор посвящается в мистерии Египта, где проводит более 20 лет, 12 лет живет в Вавилоне, потом в Финикии, Сирии. Пересекает долину Евфрата и несколько лет живет у халдеев. После этого через Мидию и Персию переходит в Индостан, где также проводит несколько лет.
В Египте Пифагор приобщается к математике и создает из нее центр своей философской системы. В Вавилоне он изучает восточные религии. Пифагор вводит в обращение слово «философ». До него ученые называли себя мудрецами – теми, кто «знает». Пифагор называет себя философом – тем, кто «пытается узнать».
Около 530 года до нашей эры – вернувшись из странствий, в Кротоне (Южная Италия) Пифагор основывает школу – пифагорейский союз. Одной из особенностей школы было почти священное почитание учителя. Только тех, кто прошел многие ступени знаний, Пифагор называет своими ближайшими учениками и допускает во двор своего дома, где беседует с ними. Отсюда пошло понятие «эзотерический», то есть находящийся внутри.
Пифагорейцы занимаются геометрией, математикой, гармонией, астрономией. Пифагор одним из первых заявляет, что Земля является центром Вселенной и имеет форму шара, а Солнце, Луна и прочие планеты имеют собственную траекторию движения.
В возрасте примерно 60 лет Пифагор женится на Феано, одной из своих учениц. У них рождается 3 детей (два сына и дочь), и все они становятся последователями своего отца.
Пифагор принимает большое участие в политической жизни Кротона. По его инициативе создается аристократический правящий орган – «Совет трехсот». Пифагор сам возглавляет его в течение примерно 25 лет. Постепенно «Совет трехсот» распространяет свое влияние и на соседние города.
Примерно в 500 году до нашей эры в Сибарисе вспыхивает восстание против правления аристократической партии. Не исключено, что поводом послужил отказ Пифагора принять в свою школу некого богатого, но недостойного гражданина, а тот из мести спровоцировал бунт. После восстания начинаются гонения на пифагорейцев.
О смерти Пифагора известно мало, существует как минимум три версии ухода великого ученого. Несомненно одно – это случилось из-за преследования пифагорейцев. По сохранившимся данным, Пифагор прожил около 100 лет. Воспоминания о Пифагоре дошли до нас благодаря тем немногим его ученикам, которым удалось бежать из Южной Италии в Грецию.

0

15

Аристотель
http://s39.radikal.ru/i084/1109/b6/1317c8ca13c8.png

Аристотель родился в македонском городе Стагире примерно в 384 году до нашей эры. Прозвищем философа было «стагирит», по месту рождения.
Отец Аристотеля Никомах и мать были лекарями при дворе царя Македонии Аминты III.
Аристотель рано остался без родителей. Он воспитывался у родственника Проксена в городе Атарнее.
Ок. 366 года до н.э. – Аристотель приезжает в Афины и поступает в Академию Платона.
366 – 347 годы до н.э. – все эти годы Аристотель проводит в Академии. Возможно, некоторое время он там преподает риторику. За это время Аристотель основательно изучает философию своего наставника, ее источники, а также другие дисциплины. Он пишет несколько диалогов в защиту учения Платона. Многие биографы к этому времени относят такие работы Аристотеля, как трактат «О душе» (некоторые главы), «Физика». Аристотель много лет считал себя платоником. Известно произведение философа, в котором он рассуждает о том, что мы должны быть благодарны родителям, богам и наставникам, приобщившим нас к знаниям.
Ок. 347 года до н.э. – умирает Платон, и его место в академии занимает некий Спевсип. Многие были недовольны этим решением, и тогда же некоторые ученики Платона покинули Академию. Среди них был и Аристотель. Он приезжает в город Асса, где Гермий, по-видимому, также один из учеников Академии, основал кружок платоников.
Из Ассы Аристотель отправляется на остров Лесбос, в Митилену. Он становится преподавателем, занимается естественнонаучными исследованиями. В частности, Аристотель поставил себе цель – выработать такую интерпретацию учения Платона, которая бы наиболее соответствовала действительности. Тогда же философия Аристотеля сближается с политикой, это происходит под влиянием Гермия.
Ок. 343 года до н.э. – благодаря Гермию, Аристотель становится воспитателем и наставником тринадцатилетнего Александра Македонского (Гермий был союзником отца Александра, македонского царя Филиппа). Аристотель переезжает в Пеллу, столицу Македонии. Непосредственно наставником Александра философ был в течение трех лет, примерно до 340 года до н.э., но потом прожил в Македонии еще три или четыре года.
Известно, что в Пелле Александр финансировал исследования Аристотеля. Но философу не нравились стремления Александра к масштабным завоеваниям, поэтому он не остался в Македонии и покинул Пеллу, как только в 336 году до н.э. Александр официально вступил на престол.
В этот период жизни философские взгляды Аристотеля меняются и иногда даже противоречат учению Платона. При этом Аристотель продолжает считать себя платоником. Это противоречие выражено в диалоге «О философии», некоторых главах «Метафизики», «Этики» и «Политики».
Ок. 335 год до н.э. – Аристотель приезжает в Афины и решает создать собственную школу. Он назвал ее Ликей. Обучение в ней проходило во время прогулок под галереей, которая называлась peripathos, отсюда пошло название школы – перипатетическая. В Ликее не только преподавали философские дисциплины, но и проводили научные исследования. Было сделано множество открытий, принципиально важных для дальнейшего развития всей мировой науки. Иногда материалы для исследований «поставлял» Александр Македонский, который многое видел и слышал в своих походах. В ликейский период Аристотелем было написано большинство дошедших до нас произведений.
323 год до н.э. – умирает Александр Македонский. Аристотелю приходится покинуть Афины – он в опасности, так как дружил и с Александром, и с его отцом Филиппом. По всей Греции же проходят выступления против Александра. Аристотелю переезжает на остров Эвбею, в Халкиду. Философ покидает Ликей, который, впрочем, просуществует еще несколько столетий.
Существует еще одна версия поспешного отъезда Аристотеля в Халкиду – обвинение философа в атеизме.
Самые известные сочинения Аристотеля: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О животных», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
322 год до н.э. – Аристотель умирает в Халкиде.

0

16

Фалес Милетский
http://s006.radikal.ru/i213/1109/3b/86d529adda57.png

Фалес, которого считают первым из Семи мудрецов Греции, родился около 624 года до нашей эры в Милете, крупнейшем из всех малоазиатских греческих городов.
Согласно описанию Диогена Лаэртского (биография Фалеса известна нам только благодаря ему), мудрец был рожден в аристократической семье: «был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов».
В молодости Фалес, по преданию, занимался торговлей, из-за чего много путешествовал. Он посетил Финикию, Вавилон, где обучался у местных халдеев. В Египте изучал причины наводнений и придумал способ измерения высоты пирамид.
28 мая 585 год – единственная точная дата, связанная с жизнеописанием Фалеса Милетского. В этом году в Милете было солнечное затмение, которое Фалес предсказал заранее.
Скорее всего, именно Фалес установил продолжительность года и разделил его на 365 дней.
Фалес Милетский считается основателем античной науки и философии. Основой учения Фалеса было сведение всего многообразия вещей к первостихии – воде. Земля, как считал мыслитель, плавает в Океане, подобно кораблю.
С именем Фалеса связывают и начало таких наук, как астрономия и геометрия. Древний ученый стал основателем ионийской (милетской) школы – истока всей европейской научной мысли.
Фалес первым стал доказывать геометрические теоремы, в частности: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны, два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого, круг делится диаметром пополам, при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны.
Неизвестно точно, записывал ли мудрец свои мысли. Если он и делал это, то ни одно из его произведений до нас не дошло.
Неизвестно также, в каком году умер Фалес Милетский. Чаще других в источниках называется 546-й до нашей эры.

0

17

Цецилий Стаций

Цецилий Стаций, римский поэт и комедиограф, по происхождению инсубр (галл с севера Италии). Во время одной из войн последней трети III в. до н. э. попал в плен к римлянам и был обращен в рабство; отпущенный на свободу, принял имя своего патрона (Цецилий). Подобно Плавту и Теренцию Цецилий перерабатывал греческие пьесы для римской сцены, более всего ценил Менандра. До нашего времени дошло свыше 40 названий произведений Цецилия и около 300 строк. Античные критики были о нем высокого мнения, один из них даже считал Цецилия самым значительным среди всех римских комедиографов.

Высказывания, цитаты и афоризмы Цецилия

-Живи как можешь, раз нельзя как хочется.
-Послушать глупость я готов, а слушаться не буду.
-Часто мудрость мы находим под убогим рубищем.
-Бери, что дают, коль не дают желанного.
-Всегда чти следы прошлого.
-Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.
-Да, жалок тот, кто скрыть своих несчастий не способен.
-Доверился кому, так доверяй во всем.
-Человек для человека бог, коль ведает свой долг

0

18

Демокрит
http://i037.radikal.ru/1109/fc/86a7a6adaaeb.jpg

Демокрит из Абдер родился около 470 г. до н. э. Обучался философии у Левкиппа, путешествовал по Египту, Персии, побывал в Афинах. Судя по разносторонности и обширности знаний его можно считать предшественником Аристотеля. Подробности его биографии неизвестны. Демокрит считается основателем атомизма, возникшего главным образом под влиянием философии элеатов, отрицающих множественность и движение. Демокрит, признавая явления, т. е. множественность и движение, признавал реальность и небытие, т. е. пустоты. Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых и незримых тел, атомов, движущихся в пространстве.
  Демокрит рассматривал органическую природу, в том числе человека, как с точки зрения физиологии, так и с психологии. Душу человека он представлял себе в форме атома, которым можно объяснить особенности душевной жизни. Главная из них — движение. Душа — самое важное в человеке, и Демокрит советовал заботиться о ней больше, чем о теле. Цель жизни Демокрит видел в блаженстве, но блаженство определял как внутреннее спокойствие души. Наслаждение и страдание — вот, по его мнению, мерило полезного и вредного.
  К брачным узам философ относился скептически, высоко ценил дружбу, первым выпустил о ней несколько исследований, которые можно считать образцом греческой этики. Считал, что государство — это единство, поглощающее индивидуум, а греческая мифология — порождение фантазии. Возникновение религии объяснял сильным впечатлением, произведенным на человека явления природы. Демокрит допускал существование высших по организации существ, и их влиянием объяснял пророческие сны и т. п. Его воззрения развила Сократ, Платон и Аристотель. Демокрит стал первым последовательным материалистом, и сделал в этой среде столь много и весомо, что современный материализм мало прибавил, что принципиально нового к его выводам. Умер около 380 г. до н. э.

0

19

Лукан Марк Анней

Лукан Марк Анней, римский поэт-эпик, родился в 39 году в Кордове, Испания, в богатой и знатной семье. Получил в Риме общее и специально ораторское образование. Приходился племянником Сенеке Младшему. Благодаря положению своего дяди при дворе Нерона, Лукан стал приближенным Нерона.
  Единственное сочинение Лукана — историческая поэма в 10 книгах — «Фарсалия, или О гражданской войне» посвящено описанию событий 49—47 гг. до н. э., когда войска Цезаря, установившего в Риме демократическую диктатуру, и лидера аристократии, республиканца Помпея боролись друг против друга. Кульминацией поэмы является рассказ о битве при Фарсале, окончившейся победой Цезаря. Поэма проникнута настроениями сенаторской оппозиции, считавшей, что победа Цезаря означала гибель римской свободы.
  Философская основа поэмы — учение стоиков; трагический пафос, риторика, нагнетание ужасов определяют выразительность и напряженность ее стиля.
  По политической ориентации Лукан был убежденным сторонником сенатской оппозиции, поэтому участвовал в придворном преторианском заговоре против Нерона, и по его приказу (как и Сенека) покончил самоубийством — молодой поэт вскрыл себе вены.

Высказывания, цитаты и афоризмы Луканa

-От пользы до справедливости так же далеко, как от земли до звезд.
-Пожертвовать жизнью ради победы.
-Праздность всегда порождает в душе непостоянство.
-Предоставить мечу решать судьбу мира.
-Преуспевающий человек никогда не должен думать, что его любят за его собственные качества.
-Следует подчиняться времени.
-Во время войны законы молчат.
-Все преходящее подвержено случайностям.
-Добродетель тем отраднее, чем больших трудов стоит сама по себе.
-Если осталось еще что-нибудь доделать, считай, что ничто не сделано.
-Начало — половина всего.
-Не дается даром победа над тем, кто готов подставить под удар свою грудь.

0

20

Теренций Публий

Теренций Публий, римский драматург. Родился в Карфагене, в юности переехал в Рим. Используя сюжеты и маски новой аттической комедии, в 166— 160 гг. до н. э. написал (а точнее — переработал) пьесы Менандра и Аполлония Афинского «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Братья», «Формион» и «Свекровь». Основные творческие принципы Теренция — отказ от смешения греческих и римских черт и грубого комизма, присущих драматургии Плавта, серьезность и последовательность, строгий отбор сценических средств и последовательность действия. Пьесы Теренция оказали сильное влияние на всю последующую драматургию Древнего Рима (в первую очередь — на т. н. «тогату» — комедию, особенно распространенную в середине II в. до н. э.), а также более позднего времени. В частности, исследователи отмечают влияние Теренция на драматургию Мольера; А. Н. Островский сделал перевод пьесы «Свекровь» на русский язык, и в таком виде она достаточно долго входила в репертуар российских театров.

Высказывания, цитаты и афоризмы Теренция Публия

-Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.
-Дурное начало — дурной конец.
-Женщина женщину скорее поймет.
-Когда двое делают одно и то же, то одному это можно делать безнаказанно, а другому — нельзя.
-Когда двое делают одно и то же, это уже не одно и то же.
-Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.
-Никто не хочет быть в родстве с нищим.
-Сколько людей, столько и мнений.
-Смелым помогает судьба.
-Ссора влюбленных — возобновление любви.
-Старость сама по себе болезнь.

0


Вы здесь » Ключи к играм "Багира & Таня" форум » Архив » Античная эпоха <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно