ОРЛОВСКАЯ
225 лет назад Екатерина II пожаловала графу Алексею Григорьевичу Орлову земли в Воронежской губернии. Так началась история Хреновского конного завода, а вместе с ним - и история орловского рысака, старейшей заводской породы России.
Орловский рысак - символ русского коннозаводства, его гордость и слава. Его создание - образец смелости, целеустремленности и грамотной селекции. По словам профессора В.О.Витта, «более раннего примера практики такого разведения мы не в состоянии привести из истории какой-либо другой породы животных в странах Европы и Америки».
Царствование императрицы Екатерины II - один из самых значительных периодов в истории России. Талантливейшими соратниками царицы, сыгравшими неоценимую роль в возведении ее на трон, были братья Орловы. Среди них разносторонними дарованиями отличался Алексей Орлов. Блестящий кавалерийский офицер, он сумел с небольшой эскадрой разгромить в Чесменской бухте мощный турецкий флот, что положило конец многолетней войне и позволило России заключить выгодный мир. За эту победу Орлов получил титул Чесменского. Выйдя в отставку, он устремил свою нескончаемую энергию на коннозаводство. Граф видел, что в России по существу не было заводских конских пород, лошади были большей частью мелкие и слабосильные, а завозные европейские породы, рослые и массивные, не отличались ни живым темпераментом, ни выносливостью, ни приспособленностью к суровому российскому климату. Орлов решил вывести породу упряжных лошадей, которых отличали бы не только рост и красота, но и резвость и сила.
Решение поставленной задачи Алексей Орлов начал со строительства нового конного завода при селе Хреновом в воронежских степях. Этот завод, спроектированный и построенный в конце семидесятых годов XVIII века по проекту архитектора Жилярди, стал не только крупнейшим в России, но и обеспечивал отличные условия содержания, выращивания и тренинга лошадей. Хреновской конный завод и сегодня поражает своим величием и размахом, оставаясь подлинным шедевром отечественной архитектуры.
Переведя своих лошадей, собранных по всей Европе и Востоку, из подмосковного села Остров в новый завод, Орлов-Чесменский стал искать варианты скрещиваний, которые могли бы дать нужные результаты. Эти качества Орлов предполагал получить при скрещивании с арабскими лошадьми, чьи достоинства он оценил еще в годы своей ратной деятельности. После победы при Чесме граф Орлов купил в Турции за большие по тем временам деньги замечательного снежно-белого арабского жеребца, поименованного им Сметанкой. Больше года военный отряд вел Сметанку в поводу по Восточной Европе в конный завод в Острове. Однако заводская карьера Сметанки была недолгой: дав в ставке 1778 года четырех сыновей и одну дочь, жеребец пал по не вполне ясным причинам. Но судьба не оставила Орлова своим вниманием: все четыре сына Сметанки оказались интересными для племенной работы. Особенно хорош был серый жеребец Полкан, полученный от буланой датской кобылы (очевидно, из Фредериксборгского королевского конного завода). Полкан по своим формам в большой мере удовлетворял целям работы, однако еще не обладал достаточно производительными движениями на рыси. Тогда Орлов обратился к скрещиваниям с голландскими кобылами. Голландские (фризские) лошади имели много недостатков, но славились хорошей рысью.
В 1784 году от Полкана и голландской кобылы родился серый жеребец Барс. Крупный, хорошо сложенный, с ярко выраженными упряжными формами и к тому же обладавший устойчивой резвой рысью, он вполне соответствовал поставленной цели. Барса широко использовали в разведении: он стоял в заводе производителем с 1791 по 1808 год.
Орлов, а затем и его ближайший сподвижник, крепостной Василий Шишкин, не только использовали достижения ведущих европейских животноводов, но и разрабатывали и смело применяли собственные приемы племенной работы и технологии разведения. Не найдя второго близкого по качествам к Барсу жеребца, Орлов сумел всю породу повести от одного родоначальника. Простое повторение арабо-датско-голландского комплекса, которое дало целый ряд отличных лошадей, не стало основным при создании рысистой породы. В скрещиваниях с Барсом и его сыновьями были использованы кобылы самых разных пород и их помеси: чистокровные верховые, мекленбургские, английские рысистые (видимо, норфолькские) и другие. Это расширило генофонд и дало возможность избежать отрицательных последствий инбридинга на родоначальника.
Орлов нашел верный путь - создал самостоятельные, генетически и фенотипически разные линии сыновей Барса. Первые линии в породе образовали Добрый, Любезный, Лебедь, Безымянка, Усан и Похвальный. При формировании линий использовались различные методы разведения, в том числе и родственные спаривания, а также повторное прилитие голландской или арабской крови. Вносились в породу и новые крови, в частности через потомков чалого бухарского иноходца и белого рысистого жеребца из Англии. Но новых линий, не восходящих к Барсу, в заводе не создавалось.
Одновременно шел жесткий отбор маток по типу и особенно по способностям к производительной рыси. Испытаниям молодняка Орлов придавал особое значение: они были разносторонними и выявляли действительно лучших лошадей. Подготовленные в Хреновском заводе лошади своим ходом проходили шестьсот верст до Москвы, последние 18 верст от Острова до Москвы бежали резвой рысью. Испытания проводились в основном зимой по замерзшей реке Москве. Орлов требовал от лошадей и резвостной выносливости - способности пробегать 18-20 верст устойчивой, производительной рысью.
Вся технология коннозаводской работы в Хреновом была направлена на развитие у лошадей крепости конституции и неприхотливости. Матки содержались в холодных сараях, получали преимущественно грубый корм - овес скармливали необмолоченным, в снопах.
Еще одной особенностью работы Орлова над созданием рысистой породы было и то, что с первых скрещиваний и до конца своих дней он не продал из Хреновского завода ни одного жеребца - их перед продажей кастрировали. Даже в своем завещании Орлов наказал сохранить этот порядок. Тем самым всю грандиозную работу по созданию новой породы он брал на себя, не доверяя участие в ней в большинстве своем малограмотным в вопросах селекции российским коннозаводчикам.
После смерти графа Алексея Орлова в 1809 году работу продолжил Василий Шишкин. Он стал обращать большее внимание на экстерьер, нарядность орловцев. Именно в этот период в породе появляются лошади, блестящие по своим формам, вызывавшие восхищение у современников. При Шишкине в Хреновском заводе снова появились голландские кобылы: в скрещивании с ними он видел возможность увеличения роста орловских рысаков и освежения их крови.
В 1831 году Шишкину, тогда уже получившему вольную, пришлось уйти из Хренового. Дочь Алексея Орлова Анна, унаследовавшая Хреновое, весьма неудачно выбирала управляющих, и руководство заводом перешло в руки малокомпетентных, а порой и недобросовестных людей. Началась массовая продажа ценного племенного материала, в племенной работе использовались лишь межлинейные кроссы, постепенно стиравшие четкую генеалогическую структуру породы.
Отрицательные последствия этого периода могли оказаться для орловской породы необратимыми, если бы к этому времени уже не существовало других частных рысистых конных заводов. Лучшим среди них был завод все того же Шишкина - он сумел еще при жизни Орлова завести на своем хуторе несколько ценных кобыл и в итоге создал небольшой, но прекрасный по составу конный завод. Из этого завода впоследствии вышло немало первоклассных лошадей, оставивших в орловской породе большой след - таких, как первый официальный рекордист породы Бычок.
В середине XIX века орловская рысистая порода прочно вошла в российскую жизнь. Многочисленные частные заводы вели дело уже вполне грамотно, и их лошади стали успешно конкурировать с хреновскими рысаками. Лучшие конные заводы были у В.П.Воейкова, В.П.Охотникова, Н.И.Тулинова, И.Д.Ознобишина и Н.П.Малютина. Порода стала популярной и все шире использовалась как выездная и извозчичья лошадь в городах, как транспортная в длительных поездках, как улучшатель сельскохозяйственных лошадей, для чего орловские рысаки в больших количествах закупались государством для заводских конюшен.
В 1845 году Анна Алексеевна Орлова продала Хреновской конный завод государству. Дела в заводе в это время были расстроены, и дальнейшее его пребывание в частных руках угрожало его существованию. Рысистое отделение пришло в упадок: ведь регулярные тренировки и испытания рысаков прекратились, к тому же завод замкнулся на собственном племенном материале - в разведение не брали даже лучших орловцев, если они были рождены вне хреновских стен.
Орловская рысистая порода имела огромное значение для развития всего коневодства России и участвовала в формировании иностранных пород. В 1907 году более шестидесяти процентов всех конных заводов страны, а их число тогда достигало 5962, разводило орловских рысаков. Они составляли большую часть и среди жеребцов государственных заводских конюшен, оказывая огромное улучшающее влияние на массовое коневодство во всех регионах империи. С использованием массивных орловцев в Воронежской губернии была выведена порода тяжелых лошадей - битюгов. В Эстонии орловцы применялись при выведении торийской породы. Велико было влияние орловцев и на рысистое коневодство многих стран Европы. Крупные партии орловских лошадей вывозились во Францию, Бельгию, Италию и Австрию уже начиная с 1860 года. Несколько позже они стали поступать в Германию, Швецию и Голландию, способствуя развитию в этих странах рысистого коневодства. Не последнюю роль сыграл орловский рысак и при создании французской рысистой породы, в первый том племенной книги которой записано 20 жеребцов и 43 кобылы орловской рысистой породы.