Ключи к играм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к играм » Архив » Эпоха Средневековья


Эпоха Средневековья

Сообщений 41 страница 50 из 50

41

Ярополк I Святославич
http://uploads.ru/i/D/m/I/DmIKJ.jpg

Старший сын Великого Князя Святослава I Игоревича и Предславы (по некоторым данным, урожд. Венгерской или Болгарской Княжны). В 969 находился вместе с бабушкой св. Равноапостольной Великой Княгиней Ольгой в Киеве при осаде его печенегами. В том же году, после блаженной кончины св. Ольги, получил от отца, отбывшего на войну, в управление Киев. После гибели отца в 972 стал полноправным Великим Князем Киевским. В 973 вел переговоры о союзе с Императором Оттоном II. В 975 начал вражду с братом Князем Древлянским Олегом. В 976 одержал победу над печенегами и возложил на них дань. В 977 в битве у г. Вручий разбил Олега Древлянского, причем сам Олег погиб, о чем Ярополк искренно скорбел. Подчинил себе Великий Новгород, откуда, узнав о гибели Олега Святославича Древлянского, бежал Князь Владимир Святославич. Также в 977 Ярополк I посватался к Княжне Полоцкой Рогнеде и вел успешные переговоры с Восточной Римской Империей и послами Папы Римского Бенедикта VII. На некоторое время он стал единодержавным правителем Руси, но в 978 вернувшийся брат Владимир изгнал его посадников из Новгорода, занял Полоцк, убил Князя Рогволода и его сыновей и насильно взял в жены невесту Ярополка Рогнеду Рогволодовну. В 980 Владимир осадил Киев и переманил на свою сторону воеводу Ярополка I по имени Блуд. Предательство Блуда погубило Ярополка Святославича. По лукавому совету изменника он бежал из Киева в г. Родня, оказался там осажден, сдался брату Владимиру и был вероломно убит в тереме их отца Святослава. В 1044 останки Ярополка I вместе с останками Князя Древлянского Олега по распоряжению их племянника Великого Князя Ярослава I Мудрого перезахоронены по христианскому обряду в Десятинной Богородицкой церкви Киева. Вопреки 26 правилу Карфагенского собора, в порядке крайнего исключения, останки братьев, погибших язычниками, были предварительно крещены в присутствии Митрополита Феопемпта.

+1

42

Владимир Святославич «Святой»
http://uploads.ru/i/A/e/j/Aej46.jpg

Сын великого князя Киевского Святослава Игоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира в Новгороде (969). После того как распря других братьев, Олега и Ярополка, завершилась кончиной первого и гибелью последнего (умерщвленного по приказу Владимира), стал великим князем Киевским (980). Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.
По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру. Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»). Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II. Крещение князя состоялось в 987/989 в Херсоне (Корсуни), при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь. Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).
Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции.
Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015.
Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко» был канонизирован как святой. Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля.

+1

43

Лоренцо Медичи
http://s018.radikal.ru/i505/1201/56/bb751095fef1.jpg

Лоренцо Медичи (Medici) Великолепный (1 января 1449, Флоренция - 8 апреля 1492, Кареджи, округа Флоренции), внук Козимо Медичи-старшего, после смерти своего отца Пьеро Подагрика в 1469 году стал фактическим правителем Флорентийского государства. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.
В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 года женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.
Как и его дед, Лоренцо оставался частным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо "Великолепный" свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства - Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем - Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.
Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 году противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.
Лоренцо Медичи обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479 году, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.
Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо - Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494 года.

+1

44

Джованни Боккаччо
http://s017.radikal.ru/i418/1201/5a/2691f3bed1c2.jpg

Джованни Боккаччо (Boccaccio) (1313, Париж, - 21.12.1375, Чертальдо, близ Флоренции), итальянский писатель. Один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения. Боккаччо начал писать в традициях рыцарской литературы, которая привлекала его светскими мотивами и пересказами сюжетов античной литературы, близкой ему своим земным гуманистическим пафосом. Поэма "Филострато" (1338, изд. 1498), роман "Филоколо" (начат 1336, изд. 1472) и поэма "Тесеида" (1339, изд. 1475) посвящены событиям античной мифологии, но главное в них - изображение психологических переживаний. Близость Боккаччо к Данте проявилась в пасторали "Амето" (1341, изд. 1478) и особенно в поэме "Любовное видение" (1342, изд. 1521). В поэме "Фьезоланские нимфы" (1345, изд. 1477), навеянной "Метаморфозами" Овидия, сквозь образы античной мифологии просвечивает современная действительность. Идея поэмы - защита прав человека на земную любовь. В повести "Фьяметта" (1343, изд. 1472) Боккаччо рисует реальных людей, своих современников. Раскрыв в повести душевный мир женщины, писатель предвосхитил европейский психологический роман.
Вершиной творчества Джованни Боккаччо явился "Декамерон" (1350-1353, изд. 1471) - собрание реалистических новелл, объединённых общими ренессансными, гуманистическими идеями и представляющих художественное целое. Боккаччо повествует о семи молодых женщинах и трёх юношах, удалившихся в загородную виллу во время чумы, свирепствовавшей во Флоренции в 1348 году; в течение 10 дней они рассказывают друг другу новеллы. Отсюда название книги (декамерон, по-гречески - десятидневник). Одна из основных тем книги - критика католической церкви, сатирическое осмеяние духовенства - монахов, папского двора. Отрицая аскетическую мораль средневековья, Боккаччо защищает право людей на наслаждение земной жизнью, прославляет чувственную любовь, естественные стремления человека. "Декамерон" даёт широкую реалистическую картину жизни итальянского общества эпохи Треченто. Выступая против феодальных привилегий и сословного неравенства, Боккаччо развивает мысль о том, что благородство людей должно измеряться их поступками, а не происхождением. Книга проникнута духом свободомыслия и жизнерадостным юмором. Преемник Данте и Ф. Петрарки, Боккаччо продолжил развитие итальянской национальной литературы на народном языке, используя флорентийское наречие.
Позднее писатель испытал кризис своих гуманистических идеалов, что отразилось в сатире на женщин, написанной в форме видения - поэме "Ворон" (1354-1355, изд. 1487). Джованни Боккаччо составил комментарий к 17 песням "Божественной комедии" Данте и написал первую его биографию - "Жизнь Данте Алигьери" (около 1360, изд. 1477). Боккаччо - автор трактатов на латинском языке - "Генеалогия богов", "О знаменитых женщинах", "О несчастиях знаменитых людей".

0

45

Дмитрий Иванович Донской
http://s004.radikal.ru/i205/1203/98/d70b1aa9376e.jpg

Дмитрий Иванович Донской  - великий князь московский (c 1359 года), владимирский (с 1362 года) и новгородский (с 1363 года), сын Ивана II Ивановича Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны.
Родился 12 октября 1350 года в Москве, принадлежал к 15 колену Рюриковичей. После смерти отца в 1359 году фактическим верховным правителем Московского княжества при малолетнем Дмитрии стал митрополит Алексий - человек недюжинного ума, обладавший сильным характером, умело пользовавшийся своим авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства Москвы в Северо-Восточной Руси. Дмитрий советовался с ним, продолжая политику отца и деда (Ивана Калиты) по собиранию русских земель вокруг Москвы. Для этого ему пришлось вести длительную борьбу с князьями - соперниками (суздальско-нижегородским, рязанским и тверским) за великое княжение. Она началась в 1361 году, когда одиннадцатилетний Дмитрий вместе с митрополитом Алексием и московскими боярами поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. В Орде им суждено было узнать, что хан Наврус уже передал ярлык суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Однако начавшаяся вскоре в Орде смута изменила ситуацию: хан Наврус был убит, а новые правители Орды - два хана, Мурат и Абдул (Мюрид) - выдали митрополиту Алексию второй ярлык на великое княжение, для его воспитанника и протеже Дмитрия. Воодушевленные этим успехом, московские бояре посадив на коней малолетних наследников московского престола - Дмитрия, его брата Ивана и двоюродного брата Владимира - "пошли войной" на Суздаль. После длительного противостояния войск двух княжеств Дмитрий Суздальский уступил, а Дмитрий Иванович получил право единолично считаться великим князем. В 1363 году Дмитрий "взял свою волю" и над князем Константином Ростовским. Наконец, в 1365 году он закрепил отношения с Суздалем женитьбой на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне. Отец Евдокии при этом отказался от ярлыка на Владимир в пользу Москвы. Вскоре к Москве отошли и связанные с Суздалем нижегородские земли.
В 1366-1367 годах по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью. Когда в ноябре 1367 года на реке Тросне литовский князь Ольгерд, приходившийся зятем тверскому князю Михаилу Александровичу, разбил московские полки, Дмитрий Иванович произнес: "На великое княжение не пущу!". И действительно, наличие Кремля стало надежной защитой для московской столицы: в 1368 году попытка Михаила Тверского осадить Кремль и взять его провалилась.
В 1369 году Дмитрий уже сам пошел войной на Ольгерда и разгромил союзные ему Смоленское и Брянское княжества (война 1368-1375 годов Москвы с Тверью и Литвой). В ходе ее тверской князь несколько раз получал ярлык на великое княжение и объявлял себя "старшим" среди русских князей, но в конечном счете верх одержал все-таки Дмитрий. Успех молодого московского правителя объяснялся мудрой поддержкой митрополита Алексия, помогавшего своему воспитаннику в деле объединения под его "рукой" суздальскоих, нижегородских, серпуховских, городецких, белозерских, кашинских, стардубских, тарусских, новосильских, смоленских, ростовских, ярславских и новгородских ратей. В 1375 году Дмитрий разбил под Любутском литовское войско Ольгерда. Ордынская помощь Ольгерду вовремя не пришла, и Михаил Тверской, "видя изнеможение свое, понеже вся Русская земля возста на него", просил вместе со своим зятем Ольгердом у Дмитрия мира. Договором 1375 года между Тверью и Москвой тверской князь низводится до положения "младшего брата" великого князя московского и навсегда отказывался от притязаний на великое княжение и согласился на союз с Дмитрием против Золотой Орды.
В 1376 году Московское княжество утвердило свое влияние в Волжско-Камской Болгарии, начало переговоры с Великим Новгородом об урегулировании торговой деятельности. В результате этих переговоров Москва открыла свободный пропуск новгородских товаров в своей земле, заручившись согласием новгородцев в случае нового конфликта с Тверью стоять на стороне Москвы. В том же году в спорах о границах Московского и Рязанского княжеств Дмитрий вновь вышел победителем, разгромив под Скорнищевом рязанского князя Олега Ивановича.
В 1377 году на Суздальское княжество, где правил тесть Дмитрия, напал ордынский царевич Араб-Шах (Арапша). Спасая родственника, Дмитрий направил туда московское войско и тем самым первым из русских князей начал открытую борьбу с ордынцами. Однако первое столкновение с ними оказалось неудачным для русских: по преданию, ордынцы разбили упившихся русских воинов, не ожидавших нападения врага, и река, на которой они расположились лагерем, получила поэтому название "река Пьяни". Вслед за тем татары опустошили нижегородские и рязанские земли, а царевич Арапша провозгласил себя ханом Золотой Орды.
В 1378 году Дмитрий, лично командовавший отрядом воинов, разбил на реке Воже большой отряд ордынцев под водительством татарского мурзы Бегича. Это была первая военная победа русского оружия над ордынцами, в ней также прославились воеводы Даниил Пронский и Тимофей Вельяминов.
Испугавшись усиления московского правителя, ордынский тёмник (командовавший "тьмою" - 10 тысяч воинов) Мамай решил сломить возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско (100-150 тысяч), в которое, помимо монголо-татар, входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, наемные отряды крымских генуэзцев, вступил в союз с литовским князем Ягайло и великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий объявил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа 1380 года.
8 сентября 1380 года в решающей для русских Куликовской битве, развернувшейся между реками Дон и Непрядва, московский князь Дмитрий Иванович разбил ордынское войско, за что и получил прозвище Донской. Два года после победы на Куликовом поле Москва не платила дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в 1382 году. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, "забыв" клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской, опередил его "покаянным посольством" к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и разорил ее "пуще татар". В 1385 году Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир.
В связи с возобновлением выплат дани ордынцам Дмитрий увеличил поборы с податного населения. Скудость казны заставила его обратить внимание на богатый Новгород и, найдя повод, начать в декабре 1386 года войну с ним. В начале января 1387 года московское войско подошло к Новгороду, но битвы не было. Новогородцы согласились выплатить единовременно большую сумму серебром и в дальнейшем платить особую подать ("черный бор") ежегодно в пользу Москвы.
За свое 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель ("всех князей русских привожаше под свою волю"). Представление о политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счет территорий Галича Мерьского, Белоозера, Углича, а также костромских, чухломских, дмитровских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.
В самой Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. Взамен старого, "служилого" принципа комплектации войска Дмитрий впервые в русской военной истории ввел новый (территориальный) принцип его формирования. Он оправдал себя в Куликовской битве. При Дмитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты - раньше, чем в других русских княжествах и землях. Культурную жизнь княжества времен Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой "Сказания о Мамаевом побоище" и "Задонщины", прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).
У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей "Духовной" (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию - без санкции Золотой Орды, уже как "свою отчину". Всем детям, в том числе сыновьям (Василию, Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) он завещал слушать во всем после его смерти мать, Евдокию Дмитриевну.
Умер 19 мая 1389 года, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых; день памяти - 19 мая (1 июня нового стиля). Житие рисует его идеализированно: крепок, высок, плечист, грузен ("чреват вельми и тяжек собою зело"). По словам составителя Жития, имел "дивный взгляд", был "совершен" умом. По свидетельству же современников, имел непростой характер: отвага в Дмитрии соседствовала с нерешительностью, храбрость с готовностью отступать и подчиняться, ум с бестактностью, прямодушие с коварством. Образованностью князь не отличался, но был славен благочестием, незлобивостью и целомудрием "духовным".
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы ("во всех странах славно имя его" - подчеркнул летописец). Образ его неоднократно вдохновлял живописцев (в частности, Корина, изобразившего князя на мозаике плафона станции "Комсомольская-кольцевая" Московского метрополитена, К. Васильева, П. Рашина и др.). В 2002 году учрежден Орден "За Служение Отечеству" в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

+1

46

Адашев  Алексей Федорович
http://i017.radikal.ru/1203/75/688445903c8a.jpg

Адашев Алексей Федорович – известный русский государственный деятель времен Ивана Грозного (думный дворянин, сокольничий, постельничий), руководитель правительства Избранной рады.
Год и место рождения неизвестны. Происходил из костромских дворян, считался «рода не слишком знатного, но доброго», связанного с московским боярством.
Впервые упомянут в 1547 на царской свадьбе в должности «ложничего» и «мовника», то есть он стлал брачную постель государя и сопровождал новобрачных в баню. Приобрел большое влияние на царя во время московского пожара 1547, когда царь стал приближать к себе людей неродовитых, но преданных. Благодаря своим талантам и преданности самодержцу, Адашев оказался в числе руководителей «Избранной рады» – царских советников, мужей разумных и совершенных (Н.М.Карамзин), ставших фактически неофициальным правительством в 1540–1550-х. Созданная в 1549, Избранная рада (руководимая Адашевым, имевшим в ней статус думного дворянина) оттеснила на время Боярскую думу от управления страной, а сам Адашев, «заедино» со священником Благовещенского собора Сильвестром, выдвинулся в крупнейшие государственные деятели. Время Избранной рады, руководимой Адашевым, было периодом широкой и плодотворной деятельности и самого царя, и его правительства. С именем Адашева и его правительства связан ряд реформ, укрепивших царскую власть (созван первый Земский собор, церковный Стоглавый собор, дарованы «уставные грамоты», упрочившие положение служилых людей). Вместе с другими членами Избранной рады, А.Ф.Адашев активно участвовал в разработке Судебника 1550. В эти же годы он был произведен в сокольничие.
В начале 1550-х продолжилось начатое в конце 15 в. создание органов управления отраслями государственной жизни – приказов. Высшим контрольным органом – Челобитным приказом – царь поставил руководить Адашева. Адашев лично рассматривал многие челобитные, поступавшие с мест. Источники сохранили его личные характеристики (суров, властен, не подчинявшихся ему заставлял приводить на службу, «сковав»). Его современник князь Андрей Курбский считал его «подобным земному ангелу», так как Адашев слыл человеком аскетичным, справедливым и глубоко религиозным. В окружении царя он (наряду с Сильвестром, Курбским и др.) принадлежал к кругу убежденных реформаторов – оппозиционеров родовитого боярства и был потому «общей вещи зело полезен» (А.Курбский).
Адашев проводил политику реформ, отражавших интересы значительных кругов феодалов и способствовавших централизации власти. Он немало способствовал отмене системы кормлений и осуществлению военной реформы (созданию «избранной тысячи» воинов из дворян, которых обеспечивали землей под Москвой). Умный и энергичный работник, он (как постельничий) был приближен к царю настолько, что стал хранителем его личного архива и государственной печати «для скорых и тайных дел».
Около 1550 стал казначеем, возглавил финансовое ведомство.
Руководил написанием официальных Разрядных книг и Государева родословца, а также Летописца начала царства.
Постоянно участвовал в переговорах с иностранными послами, в том числе с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552) и с Ногайской ордой (1553). Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанского и Астраханского ханств, инженерными работами во время осады Казани в 1552.
Весной 1553 царь Иван IV серьезно заболел, составил духовную (завещание) и потребовал присягнуть своему малолетнему сыну Дмитрию. Царева воля была оспорена лишь двумя царедворцами – двоюродным братом царя старицким князем Владимиром Андреевичем и отцом А.Ф.Адашева окольничим Федором Адашевым. Лично А.Ф.Адашев присягнул на верность Дмитрию (как того хотел царь), но его отец объявил больному Ивану IV, что не желает повиноваться Романовым, которые будут управлять страной за малолетством Дмитрия.
Когда царь выздоровел, его отношение к семье Адашевых резко изменилось. Несмотря на прошлые заслуги, А.Ф.Адашева отправили на дипломатическую работу и тем самым отдалили от столичных дел. В 1555–1556 Адашев вел переговоры, обосновывавшие присоединение к России Астраханского ханства. После удачного завершения этой миссии он настаивал на продолжении борьбы с крымскими татарами и развитии этого направления внешней политики. Однако Иван IV предпочел начать Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю (1558–1584).
Не согласный с этим решением царя, Адашев все-таки неоднократно участвовал вместе с И.М.Висковатым в переговорах с Ливонией (1554, 1557, 1558), а затем с Польшей (1558, 1560) и Данией (1559), то есть безоговорочно выполнял все дипломатические поручения царя на первом этапе Ливонской войны. Однако несмотря на такую преданность, в мае 1560 Адашев был отправлен Иваном IV в почетную ссылку – все в ту же Ливонию воеводой большого полка. Царская опала была вызвана возросшей в это время болезненной подозрительностью Ивана IV, а также тем, что политика Избранной рады уже перестала отражать интересы растущего дворянства. Сам же Адашев все больше превращался в оппозиционера. Формально его правительство пало в результате разногласий с Иваном Грозным в проведении внешней политики. На самом деле – конец 1550-х подвел черту под давним соперничеством между царем и реформаторами, отвергавшими насилие и террор на путях централизации.
7 августа 1560 умерла жена Ивана IV Анастасия Романова-Захарьина. Царь поверил слухам, что она была отравлена людьми, связанными с А.Ф.Адашевым, и сослал подозреваемого в Дерпт (Тарту). Там Адашев был отдан под негласный надзор и через два месяца скончался при невыясненных обстоятельствах (якобы – от горячки).

+1

47

Иван III
http://s019.radikal.ru/i605/1203/69/0e0e0d007149.jpg

Старший сын Василия Темного, был соправителем отца, рано проявил способности выдающегося государственного деятеля. При Иване III завершилось образование территориального ядра русского централизованного государства. К Московскому княжеству были присоединены Ярославское и Ростовское княжества, Новгородская и феодальная республика, Тверское великое княжество, большая часть рязанских земель. В своей объединительной политике великий князь действовал последовательно и расчетливо, используя как военную силу, так и дипломатию. Этому способствовало уже установившееся в массе русского населения сознание своего единства. Наиболее сильное сопротивление Ивану III оказала Новгородская республика, тяготевшая к Литве. Когда верх в Новгороде взяла партия Борец-ких, Иван собрал войско и выступил в поход. В 1471 г. на реке Шелони новгородцы были разбиты, но Иван не сразу лишил их привилегий, а только после осады Новгорода зимой 1477—1478 гг., широко применяя практику массовых выселений наиболее знатной и активной части города. Таким же образом он действовал по отношению к другим землям.
   Подчинив удельные княжества, Иван начал борьбу с Литвой за возвращение русских земель и, используя внутренние смуты в Литовском княжестве, вернул Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и другие города. Он сумел потеснить и Ливонский орден. При Иване III московская Русь, усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо. В 1476 г. Иван отказался платить дань Золотой Орде. В 1480 г. хан Ахмат напал на Русь, но на реке Угре его встретило войско Ивана III. Всю осень русские и татарские войска простояли друг против друга на разных берегах, не решаясь напасть. С наступлением морозов плохо одетые татары отступили, Ахмат был убит но-гаями, и власть Орды над Русью рухнула окончательно. Используя слабость Орды, Иван подчинил своему влиянию Казанское ханство.
   Характер власти московского государя при Иване III значительно изменился. Начал складываться центральный аппарат, зарождается приказная система управления, был составлен Судебник. Взамен уделам пришло поместное землевладение, стало набирать силу русское дворянство. Заметно изменились и обычаи московского двора, прибавилось пышности, появились сложные придворные церемонии, отдалившие великого князя от бояр.
   Иван старался поднять русскую промышленность и искусства, выписал из-за границы известных мастеров и среди них Аристотеля Фьораванти. Москва бурно строилась, вырос кремль с его соборами и Грановитой палатой, были построены каменные крепости в Коломне, Туле, Ивангороде.

+2

48

Витовт
http://s40.radikal.ru/i090/1203/01/8aa0bba485cd.jpg

Сын Кейстута. С юных лет участвовал в боевых походах. После смерти Ольгерда вместе с отцом был захвачен Ягайло, по приказанию которого Кейстут был задушен в темнице, а Витовт бежал, переодевшись в платье служанки. Поступил на службу Тевтонскому ордену, у которого заручился поддержкой против Ягайло. В результате ожесточенной борьбы Витовтом и Ягайло был заключен мир. После соединения Литвы с Польшей и брака Ягайло с Ядвигой в 1386 г. Витовт возобновил борьбу и с помощью рыцарей добился признания себя великим князем литовским. При нем Литва обрела черты крепкого и благоустроенного государства, он уничтожил уделы, многим городам дал самостоятельность на основе магдебургского права, уровнял в правах народности. Обособляясь политически от Польши, Витовт не препятствовал проникновению западноевропейской культуры. В отношениях с Русью препятствовал объединительной политике московских князей, заключал договоры с враждебными Москве князьями — тверским, рязанским, пронским. Вмешивался в дела Новгорода и Пскова и трижды вторгался с войском в пределы Московского княжества. Литовские владения при Витовте достигали верховьев Оки и Можайска. Сражался с татарами, отняв у них южную Подолию и выйдя к Черному морю, но в 1399 г. был разгромлен ими. Но особенно упорно воевал с немецкими рыцарями в союзе с Польшей и Русью. В 1410 г. польско-русско-литовские войска двинулись в пределы Пруссии. Здесь 15 июля произошло знаменитое Грюнвальдское сражение, вошедшее во все учебники военного искусства. Славянские войска, правым крылом которых командовал Витовт, разгромили крестоносцев, в бою погиб магистр ордена. Немецкое проникновение на восток было на время оставлено, орден уже не смог оправиться.

+2

49

Гедимин
http://s019.radikal.ru/i621/1203/c4/be2ffd5e38f2.jpg

Основатель Великого княжества Литовского. Сын князя Витена. Вел ожесточенную борьбу с немецкими рыцарями, нанес им ряд поражений. Как и его предшественники, продолжал захват западно-русских земель. Соединяя под своей властью не только литовские, но и русские земли, в значительной мере опирался на русский элемент, официально именовал себя королем литовцев и русских. В то же время именно при Гедимине были заложены основы той политики великих литовских князей, которая препятствовала объединительной политике Москвы и стремилась оторвать Псков и Новгород от Руси. Гедимин помогал псковичам в их борьбе с Ливонским орденом, поддерживал Псков в его противостоянии Москве и Новгороду. Он сумел навязать Новгороду свои условия, заставил дать своему сыну Наримунту Ладогу, Корелу и Копорье.
   При Гедимине отношения с Москвой носили еще относительно мирный характер, и в 1333 г. Гедимин выдал за московского князя Симеона Ивановича сестру Айгу-сту. При нем были построены замки Трока и Вильна. Оставаясь язычником, Гедимин отличался веротерпимостью. Жители подвластных ему русских земель могли свободно исповедовать православную веру.

+2

50

Ольгерд (Альгирдас)
http://s019.radikal.ru/i642/1203/ea/5cc4c7bc0ecf.jpg

Сын Гедимина. После смерти отца литовско-русское государство оказалось раздробленным между семью сыновьями Гедимина. Но под угрозой усилившегося давления крестоносцев, стремившихся завоевать Литву, Ольгерд и Кейстут возглавили объединение Литвы. Ольгерд вел упорную и успешную борьбу за расширение и упрочнение Великого княжества Литовского, при этом Кейстут защищал ее западные границы от крестоносцев, а Ольгерд наращивал владения Литвы на Востоке. Участвовал в нескольких битвах, в которых были разбиты войска Тевтонского ордена. В 1363 г. разбил у Синих Вод татарские войска. Захватил обширные русские территории по берегам Днестра и Днепра: Киевскую, Подольскую и Волынскую земли, многие Черниговские уделы, подчинил Литве Смоленское княжество. Ольгерд пытался распространить свое влияние на Псков и Новгород, и это отчасти ему удалось. Только после смерти Ольгерда псковичи приняли на княжение его сына Андрея, бежавшего из Литвы. В Новгороде организовалась сильная литовская партия, противостоящая московской.
   В 1349 г. Ольгерд пытался заключить союз с ханом Джанибеком, направленный против Москвы, но безуспешно. Тогда он заключил мир с московским князем и женился на его свояченице Ульяне Тверской. В борьбе Москвы и Твери он поддерживал Тверь и трижды тщетно пытался взять Москву, опустошив Московское княжество. Незадолго до смерти принял православие.

+2


Вы здесь » Ключи к играм » Архив » Эпоха Средневековья


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно