Ключи к играм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к играм » Архив » Античная эпоха <


Античная эпоха <

Сообщений 41 страница 44 из 44

41

Эпименид
http://s019.radikal.ru/i637/1203/cb/fa9deb5da459.jpg

Эпимени́д (др.-греч. Ἐπιμενίδης) — древнегреческий жрец и провидец, представитель предфилософской традиции.
Родился в VII веке до н. э. на острове Крите, в городе Фесте, жил потом в Кноссе; в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. По словам Аристотеля, он не предсказывал будущего, но разъяснял тёмное прошлое. Сообщается об особом космогоническом учении его. Когда афиняне после восстания Килона хотели очиститься от Килонова проклятия, они пригласили Эпименида для принесения очистительных жертв (в 596 до н. э.); Эпименид совершил жертвоприношения и в вознаграждение взял только ветвь с маслины, посвящённой Афине.
По позднейшему преданию, Эпименид юношей заснул в зачарованной пещере и проснулся лишь через 57 лет (миф, лёгший в основу «Пробуждения Эпименида» Гёте).
Исторически известный Эпименид умер в преклонной старости (якобы 154 лет), на Крите. Некоторые учёные отрицали существование Эпименида. Ср. Schultess, «De Epimenide Crete» (Бонн, 1877); G. Busolt, «Griechische Geschichte» (II, § 16).
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Новом Завете у апостола Павла в Послании к Титу 1, 12: Κρήτες ἀεί ψεύσται и т. д.), приводимый издавна в логиках в пример логического круга (circulus vitiosus), ввиду критского происхождения самого Эпименида. Ему принадлежат и другие слова апостола Павла: «…ибо мы Им живём и движемся и существуем…» (Деян. 17:28).
Эпименид Критский долгое время проспал в пещере Зевса на горе Ида; он постился и пребывал в продолжительных экстатических состояниях. Пещеру он покинул обладателем «великих мудростей», а именно, определённой экстатической техники. Путешествуя повсюду, он предсказывал будущее, разъяснял скрытый смысл прошлого и очищал города от миазмов, порождённых преступлениями.

+1

42

Архит Тарентский
http://s019.radikal.ru/i608/1203/10/cdd6e8ead2ea.jpg

Архи́т Та́рентский  — философ-пифагореец, математик, теоретик музыки, государственный деятель и полководец. Был современником и другом Платона. Архита семикратно выбирали на должность стратега; он провёл несколько успешных военных кампаний против латинских соседей. Биография Архита изложена у Аристоксена, отрывки из его трудов «О математических науках» и «Беседы» цитируются в сочинениях других античных авторов.
Среди его учеников был Евдокс Книдский. В честь Архита назван кратер на Луне.

Свернутый текст

Метод
Архит занимался всеми математическими науками (μαθήματα) - арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. Ему принадлежит знаменитое высказывание об этих четырёх дисциплинах (названных Боэцием позже квадривием):
Знатоки математических наук пришли к верному познанию и нет ничего странного в том, что они правильно судят о свойствах всех отдельных вещей. Ибо раз они верно познали природу Вселенной, то должны были верно усмотреть и свойства отдельных вещей. И о скорости звезд, и о восходах и заходах передали они нам точные познания, о и геометрии, и о числах, и в не меньшей степени о музыке. Думается, что науки эти - родные сестры, ибо они занимаются двумя первоначальными родственными видами сущего.

Геометрия
Из математических работ Архита сохранился отрывок в комментарии Евтокия ко 2 книге трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». Со ссылкой на «Историю геометрии» Евдокса Книдского Евтокий приводит найденное Архитом решение задачи об удвоении куба. Это решение, самое первое в истории математики, основано на отыскании точки пересечения трёх поверхностей — конуса, цилиндра и тора.

Гармоника
Ценные фрагменты учения Архита о музыке содержатся в «Гармонике» Птолемея, в комментарии на «Гармонику» Птолемея Порфирия, в «Арифметике» Никомаха, в «Музыке» Боэция. Согласно предположениям Б. Л. Ван дер Вардена, VIII книга «Начал» Евклида, а также входящий в евклидовский корпус трактат «Деление канона» написаны на основе сочинений Архита. Архит, возможно, первым описал три разновидности пропорций, использующихся в гармонике — арифметическую, геометрическую и гармоническую. Он обосновал тезис о неделимости эпиморного  отношения чисел на два равных рациональных отношения, который определил важнейший аргумент последователей пифагорейской музыкально-теоретической традиции против последователей Аристоксена в науке античности, Средних веков и эпохи Возрождения. Архит впервые описал «большую терцию» как интервал в отношении 5:4, который, согласно его теории, входит в состав энармонического тетрахорда.

Механика
Диоген Лаэртский сообщает, что Архит «первый упорядочил механику, приложив к ней математические основы, и первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу». Авл Геллий в «Аттических ночах» со ссылкой на Фаворина пишет, что «Архит Тарентский, искушённый помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя».

Космология
Архиту принадлежит классический довод в пользу бесконечности Вселенной:
Окажись я на краю Вселенной, то есть на сфере неподвижных звёзд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку в ней? Допущение, что не мог бы вытянуть, нелепо. Но если вытяну, тогда то, что вовне, окажется либо телом, либо местом (что совершенно безразлично). Таким образом, сколько раз не допускай границу Вселенной, всякий раз мы будем аналогичным образом подходить к ней и задавать тот же самый вопрос.|Научная деятельность

+1

43

Ксенофан
http://s002.radikal.ru/i200/1203/b9/b7d302b9e4c6.jpg

Ксенофа́н Колофо́нский (др.-греч. Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος, лат. Xenophanēs Colophōnius; 580/577 до н. э., Колофон, Малая Азия — 485/490 до н. э., Элея, Южная Италия) — древнегреческий странствующий поэт и философ. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной Италии и поселился в Элее. Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида («первый среди элеатов цельный ум», по словам Аристотеля; в отличие от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.

Свернутый текст

Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:
Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою —
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Так как люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами:
Если бы руки имели быки, или львы, или кони
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен.

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…

Всем Гесиод и Гомер бессмертных богов наделили,
Что у людей укор вызывает и порицание;
Кражей, блудом, взаимным обманом их наделили.

Сохранились фрагменты главного произведения Ксенофана — «Силл» (Сатир) в 5 книгах, направленного «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.|Учение

+1

44

Левкипп
http://s52.radikal.ru/i137/1203/d6/4cb5fc1a53d3.jpg

ЛЕВКИПП (5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, учитель и друг Демокрита, который, по свидетельству ряда античных историков философии, «первым пришел к мысли о допущении атомов». Ему, а не Демокриту, приписывали сочинение Большой мирострой, в котором излагались основы атомистической физики. Из-за крайней скудости и противоречивости информации о Левкиппе, некоторые современные ученые сомневались в самом его существовании. Основным аргументом в пользу того, что такой философ действительно был, считаются упоминания о Левкиппе у Аристотеля, который специально занимался атомистической философией. Все содержательные моменты сообщаемых им сведений совпадают для Левкиппа и Демокрита.

+1


Вы здесь » Ключи к играм » Архив » Античная эпоха <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно