ИСТОРИЯ
ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ
Самая первая жевательная резинка датируется временами каменного века, VII–II тысячелетиями до нашей эры. Она была найдена во время раскопок в Северной Европе и представляла собой куски доисторической смолы с отпечатками человеческих зубов.
28 декабря 1869 года, 140 лет назад в США получен первый патент на изготовление жевательной резинки.
Жевательная резинка — особое кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается.
Древние греки для очищения полости рта и освежения дыхания жевали смолу дерева мастика, в изобилии росшего на территории Греции и Турции. Такой прообраз современной жевательной резинки они называли по имени дерева — «мастикой».
Известно также, что индейцы майя около тысячи лет назад, чтобы чистить зубы и освежать дыхание, использовали застывший сок дерева саподилла. Такую жевательную смесь они называли «чикле». Много позже именно саподилла послужила основой для промышленного производства жевательной резинки.
На южноамериканском континенте индейцы, современники майя, жевали смолу хвойных деревьев. Эту привычку переняли у них белые поселенцы и создали свой вариант жевательной резинки — из смолы хвойных деревьев и пчелиного воска. А благодаря Колумбу такая привычка, так же, как и курение, была привезена в Европу, но тогда она там не прижилась. Это произошло гораздо позже.
В 1848 году лавочник Джон Куртис (John B. Curtis) и его брат начали первыми в мире производить жвачку — они просто расфасовывали в бумажки кусочки смолы. Свой продукт они называли «Чистая сосновая смола штата Мэн». Позже они стали добавлять в свои изделия парафиновые ароматизаторы. Новые жевательные резинки с парафином имели порой довольно необычные названия: «Белая гора», «Самая большая и лучшая», «Четыре в руке», «Сахарный крем». Постепенно их производство расширялось, но продажи все равно были низкими из-за наличия в резинках примесей, которые трудно было удалить из смолы.
В 1869 году зубной врач Уильям Финли Семпл (William Finley Semple) получил первый патент на жевательную резинку. Семпл предлагал изготавливать ее из каучука с добавлением мела, древесного угля и ряда ароматизаторов. Семпл утверждал, что такая жвачка будет благотворно влиять на состояние зубов. Кроме того, к числу несомненных достоинств «улучшенной жевательной резинки Семпла» изобретатель относил ее долговечность: дантист предполагал, что кусочек жвачки можно будет использовать неделями и месяцами, так как каучук очень прочен.
Однако Уильям Семпл по неизвестным причинам так и не смог наладить промышленное производство жвачки.
Новую жизнь современная жевательная резинка (на основе уже каучука, а не сосновой смолы) получила в том же 1869 году, благодаря генералу Антонио Лопесу де Санта-Анна (Antonio Lopez de Santa Ana).
Генерал Антонио Лопес де Санта-Анна, некоторое время правивший Мексикой, бежал в Нью-Йорк. С собой он захватил тонну мексиканского «чикле», надеясь его выгодно продать и заработать. По легенде, генерал убедил нью-йоркского изобретателя Томаса Адамса (Thomas Adams) купить у него каучук. Изобретатель попробовал вулканизировать каучук, таким образом, он хотел найти заменитель резины, но эксперименты ни к чему не привели. Тогда Адамс решил сварить из него жвачку, памятуя о привычке своего мексиканского знакомого жевать «чикле». Новоиспеченный изобретать получил вкусную жвачку путем вываривания каучука в сахарном сиропе. Эта жевательная резинка, названная «Adams New York #1» стала продаваться во всех магазинах США, и многим пришлась по вкусу. Исследователь пристроил пробную партию получившейся жевательной резинки в местных торговых лавках и с удивлением обнаружил, что его продукция стала пользоваться популярностью. Чуть позже он добавил в жвачку лакричный ароматизатор. Так появилась первая ароматизированная жвачка под названием «Black Jack», которую выпускали до 70-х годов XX века.
В 1871 году Адамс запатентовал автомат для массового производства жвачки, а с 1888 года созданная им же жвачка «Tutti Frutti» стала продаваться из торговых автоматов на перронах железнодорожных станций.
В 1880 году аптекарь Джон Колган (John Colgan), несколько изменив рецептуру, начал добавлять в жевательную резинку аромат перед тем, как положить туда сахар. Такая нехитрая манипуляция способствовало тому, что аромат и вкус жвачки сохранялись надолго.
После Адамса производством жвачки занялось множество компаний. Уолтер Димер, бухгалтер одной из них, по возвращении домой закрывался на кухне и часами экспериментировал. Ему казалось, что изобретя новый сорт жвачки, он сможет рассчитывать на повышение по службе. Как говорится, «если долго мучаться, что-нибудь получится», и у Димера получилось! Он создал новый вид жевательной резинки, отличающейся очень большой эластичностью, благодаря чему, из нее можно было надувать огромные пузыри. Эта жвачка впоследствии получила название «bubble gum», что переводится как «жвачка для пузырей». Это изобретение сделало жвачку популярной не только среди взрослых, заинтересованных в приятном запахе изо рта, но и детей, которые открыли для себя новый способ развлечения. Новая жвачка так понравилась потребителям, что вскоре в разных странах мира начали проводить соревнования по надуванию жвачек. В 1994 году был установлен мировой рекорд — американке Сьюзан Монтгомери Уильямс удалось надуть пузырь диаметром 58,4 см!
Серьезную роль в истории жевательной резинки, сыграла компания «Wrigley», ставшая значимым игроком на рынке еще в конце XIX века.
В 1891 году успешный продавец мыла Уильям Ригли (William Wrigley) обратил внимание на то, что покупатели приходят в его магазин не столько из-за мыла, сколько из-за двух пластинок жевательной резинки, прилагавшихся к покупке.
Уильям Ригли усовершенствовал технический процесс производства жвачки и в 1892 году стал выпускать резинку «Wrigley`s Spearmint», а годом позже — «Wrigley`s Juicy Fruit» — сорта, которые до сих пор являются лидерами мировых продаж. Ригли также впервые смешал жвачку с сахарной пудрой, добавил мяту и фруктовые добавки и разработал формы жевательной резинки (шарики, палочки, пластинки), которые используются и сегодня.
После Второй мировой войны мода на жевательную резинку охватила весь мир. Причиной этого стали американские военнослужащие, в рацион которых входила жвачка. Они познакомили с этим продуктом жителей Азии, Африки и Европы. Жвачку стали производить в Японии, Германии, Великобритании, Франции и других странах.
Доктор Кеннет Аллен — профессор стоматологического колледжа Нью-Йоркского университета — провел интересный эксперимент на студентах своего вуза. 56 учащихся разделили на 2 группы: первая — активно жевала жевательную резинку во время занятий, а второй это категорически запрещалось. По прошествии трех дней, Аллен протестировал обе группы на усвоение материала, и каково же было удивление, когда группа «жующих» показала результаты на полбалла выше, чем группа «нежующих»! Несмотря на то, что во вторую группу входили студенты, которые изначально были «ботанами»! Кстати, сам профессор Аллен предпочитает не жевать жвачку.
Мы жуем жвачку ровно столько, сколько хочется, выплевываем только потому, что надоело. Берем новую не потому, что кончилась прежняя, и не потому, что она стала старой, а потому, что всегда есть еще более новая. Ведь новое всегда лучше двух старых.
Несерьезность жевательной резинки оказалась залогом ее свободы. Свободная вещь, как и свободная личность, свободна прежде всего в своей функции. Казалось бы, все просто: жевательная резинка - чтобы жевать. Но не только. Со временем ей нашлось и множество других применений.
Во-первых, производители догадались, что, обогащенная гвоздичным или мятным ароматом, резинка может освежить дыхание. Это свойство резинки весьма успешно использовали в Америке во времена Сухого закона посетители подпольных рюмочных, опасавшиеся встречи с полицейскими.
Во-вторых, выяснилось, что жевание способствует развитию жевательного аппарата. Некоторые боксеры, уверовав в неограниченные возможности жвачки как спортивного тренажера, включали в свои тренировки пережевывание большого количества резины. Они считали, что это поможет держать во время боя мощные удары в челюсть.
В-третьих, в результате проведенных исследований оказалось, что жевательная резинка без сахара за счет стимуляции слюноотделения может использоваться как средство гигиены полости рта и способствует снижению риска возникновения кариеса.
В-четвертых, жевательная резинка используется как терапевтическое средство при недостатке слюноотделения - ксеростомии различного происхождения.
В-пятых, было научно доказано, что жевание резинки помогает снять стресс. В связи с этим интенданты американской армии начали включать жевательную резинку в ежедневный солдатский паек. И, наверное, не случайно потребление жвачки среди военных во время Второй Мировой войны оказалось в шесть раз выше, чем в мирное время.
Смекалистые американские солдаты находили множество применений для использованной жевательной резинки. Ею заклеивали пробитые шины джипов и спасательные плоты. В солдатском кармане обязательно лежала упаковка жвачки.
Резинку жуют во время полета на самолете - чтобы не закладывало уши, в автобусе - чтобы не укачивало. С помощью кусочка жвачки можно сделать экстренный ремонт лопнувшего во время дождя ботинка, очистить насечку напильника, собрать мелкие осколки стекла.
К недостаткам жвачки, в частности, относят ее негативное влияние на эмаль зубов (при слишком частом жевании). Кроме того, неумеренное жевание способствует развитию гастрита, поскольку при жевании у человека выделяется желудочный сок, который раздражает поверхность желудка. От постоянного жевания может пострадать даже височно-нижнечелюстной сустав, тот, что соединяет височную кость и нижнюю челюсть. При воспалении данного сустава жевать не рекомендуется.
Помимо практических, резинка приобрела и множество сверхчувственных, гуманитарных качеств. Немногие отдают себе отчет, что покупают жевательную резинку не просто, чтобы пожевать резину. Жевательная резинка стала одним из тех продуктов, которые расширили понятие "потребление" и наполнили его новым содержанием, придав ему ярко выраженный знаковый характер.
Есть архетип мужественного человека, и одна из его составляющих - крепко стиснутые зубы. Это признак предельной собранности воли. Стиснув зубы, словно превращаешься в сжатую, но постоянно готовую распрямиться пружину, и тебе все нипочем.
Достичь этого состояния и помогает жевательная резинка: в этом случае она выступает подручным средством для того, чтобы "сделать себя". Поэтому, наверное, со ртом, набитым резиной, так легко преодолеть или скрыть стеснительность в незнакомом обществе. При этом в определенной степени она выступает и в качестве защитной прокладки между зубами: теперь их можно стискивать сколько угодно раз, не опасаясь за их сохранность.
В СССР импортная жевательная резинка являлась предметом культа среди детей и подростков, так как внутри страны она долгое время не производилась, а появившиеся в 1970-е годы советские аналоги уступали импортным по возможности их надувания и по красочному оформлению упаковки. В начале 1990-х годов фантики и «вкладыши» от жевательных резинок выступали объектом коллекционирования и предметом азартных игр среди школьников.
Многие помнят, что настоящей резинки в свое время было просто не достать. Она не входила в число "разрешенных" пороков, таких, как алкоголь и табак, поскольку считалась вещью куда более вредной - вредной идеологически: резинка символизировала американский образ жизни, а потому путь на советский рынок ей был заказан.
Попробовать жвачку означало вкусить "заграничной жизни". И, сделав это, уже невозможно было остаться таким, каким был раньше. Может бьпъ, как раз поэтому капиталистическая революция в нашей стране оказалась делом именно того поколения, которому впервые повезло отведать жевательной резинки.
Каким счастливчиком казался в глазах детей обладатель настоящей импортной жвачки! За таким ребенком всегда ходила стайка поклонников, его резинку жевали втроем, вчетвером, а то и всем классом. Эту резинку жевали помногу раз, а нажевавшись вдоволь, - прятали. На следующий день, высохшую, жевали снова. Затвердевшую жвачку можно было кусать, испытывая добавочные ощущения за те же деньги. Чтобы было интереснее, из резинки лепили шарики, колбаски, а некоторые - фигурки обидчиков, чтобы, перемолов зубами, отомстить за разбитый нос или отобранный бутерброд.
Те, кто не имели возможности жевать настоящую резинку, жевали все, что на нее было хоть капельку похоже. Жевали пластилин, вишневую смолу вперемежку с зубной пастой, садовый вар, а некоторые смельчаки -даже лезвия "Нева". Жевали лыжную мазь, причем особой популярностью пользовались сорта для низких температур; они не такие мягкие и меньше налипают на зубы. В одном из московских дворов стоял куб гудрона, метр на метр. Дети откусывали от него по кусочку и через пару лет съели его окончательно.
Импортные резинки, помимо всего прочего, были очень богаты визуально. Они формировали новые способы ориентации в мире, устанавливая власть визуального начала, характерного для западных культур. Познавательные вкладыши в упаковках жвачки были словно бы десантом иного строя. Они, как марки, расширяли кругозор, демонстрируя, как пестр и симпатичен мир, в котором мы живем.
Для многих коммерческие операции со жвачкой были самой твердой школьной валютой, на которую можно было выменять все, что угодно: рогатку, глазированные сырки, пластмассовых индейцев. Все эти операции проводились не для выгоды, а лишь ради утоления жажды предпринимательства, из спортивного, а стало быть, бескорыстного, романтического интереса.
Правда, и здесь не обходилось без мошенничества. Когда появились первые советские жвачки, дети сразу додумались делать из них "иностранные", стачивая на нее цветные карандаши. Поссорившись по поводу или рынков сбыта или просто так, дети тут же мирились и говорили: "Мир, дружба, жвачка", тут же добавляя: "С тебя пачка". На жвачке мы учились не только торговле, но и политике.
Удивительно, как быстро кончился век и как много в нем успело произойти! Как много мимолетных увлечений человечества успело родиться и уйти в небытие. Нюхательный табак и хула-хуп, кубик Рубика и банджи-дамп, пятнашки и русская рулетка - все промелькнуло, оставив лишь ностальгические воспоминания. И только старая добрая жевательная резинка до сих пор не утратила к себе интерес непостоянного и ветреного потребителя.
Отредактировано Мама (15.05.2010 17:33:49)