Лао Цзы
Лаоцзы, китайский философ, живший в VI в. до н. э. Фамилия его была Ли, имя Эр. Уже в зрелом возраст он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань, в сочинениях встречается под именами Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании нам практически ничего не известно. В историю он вошел уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
# Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
# Когда нет врагов, то не бывает войны.
# Коль много накопишь, то много исчезнет.
# Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
# Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
# Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот — нравственный муж.
# Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
# Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
# Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
# Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, — и Человек занимает среди сфер первое место.
# Закон достойных — творить добро и не ссориться.
# Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
# Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.
# Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
# Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
# Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
# Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
# Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
# Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
# В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.
# Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
# Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.
# Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
# Голос истины противен слуху.
# Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
# Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
# Довольствующийся самим собой — богач.
# Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
# Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
# Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
# Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.
# Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
# И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
# Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
# Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
# Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
# Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
# Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.
# Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
# Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
# Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
# Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.
# При наличии Пути не застаиваются.
# Мудрец избегает всякой крайности.
# Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
# Наилучшее — добившись успеха, устраниться.
# Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.
# Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
# Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым. Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.
# Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
# Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
# Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
# Нельзя обожествлять бесов.
# Не ссорящийся не осуждается.
# Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
# Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
# Нет большей беды, чем недооценивать противника.
# Нет греха тяжелее страстей.
# Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
# Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
# Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания.
# Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
# Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и негибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
# Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
# Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
# Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
# Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить... Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
# Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.